Замурованные тайны

На Воложинщине много реликвий, но туристы их пока не видят

Ныне в бывшей графской усадьбе Тышкевичей в Воложине нет двухуровневых оранжерей, под сводами которых в те времена росли пальмы, апельсиновые, персиковые и другие экзотические деревья. Нет здесь и музейных залов с редкими экспонатами, уникальных документов, развернутых экскурсионных программ. И если еще около десятка лет назад власти городка вынашивали планы с помощью богатого исторического наследия пополнить казну, затем, похоже, инициатива угасла. Путешественники, как и прежде, проезжают мимо и везут деньги в отреставрированные замки Мира и Несвижа. А ведь на Воложинщине очень много реликвий, которые и теперь без капремонта и реставрации будут интересны туристам ближнего и дальнего зарубежья.

К примеру, замок графского рода Тышкевичей начала ХIX века. Его пощадили две мировые войны, прокатившиеся в этих местах. В наши дни он тоже под надежной охраной: в одном крыле — райотдел милиции, в другом — военные. Или взять костел Святого Иосифа — величественное сооружение на центральной площади города, также построенное графскими потомками. Дело за малым — найти настоящих энтузиастов, которые могут увлечь посетителей рассказом не только о богатом, но и талантливом роде Тышкевичей.

Один из них — не теряющий оптимизма краевед Валентин Трушко. Он верит в привлекательность Воложина как одного из туристических центров со специализацией, если можно так выразиться, на истории рода Тышкевичей.

По свидетельствам современников, в Европе насчитывалось 99 усадеб, принадлежавших различным ветвям этого графского рода. Они владели воложинскими землями до осени 1939 года, пока те находились в составе Польши. История края хранит артефакты, которыми может заинтересоваться любой достойный краеведческий музей.

Недавно Валентину Трушко в этом отношении сопутствовала удача. По служебным делам приехал на улицу, где сносили старый дом. Экскаваторщик загружал в кузов автомобиля его остатки. Взгляд краеведа упал на несколько необычных плиток. Оказалось, это светло-коричневая черепица с надписью на тыльной стороне — «Hr.M.Tyszkiewicz». Как выяснилось, она некогда украшала крышу графской усадьбы. Хозяин земельного участка уверен: его дед в молодые годы, когда всем миром растаскивали графское добро, тоже не остался в стороне.

А еще Воложин испещрен, как паутиной, подземными ходами, информации о которых немного — ранее интереса они не вызывали, однако своей таинственностью также могут привлечь внимание самых взыскательных туристов. Конечно, они скрыты от глаз асфальтом городских улиц, но Валентин Трушко уверен: при желании можно проследить, куда тянутся подземные «артерии» от графского двора.

К примеру, одна из них примыкает к белокаменному костелу, в подвале которого некоторое время предприимчивые частники производили пластмассу. Обнаруженный там подземный ход предприниматели использовали весьма оригинально — сливали в него масляные отходы производства, а затем и вовсе замуровали вместе с нераскрытыми его тайнами. Воложинский краевед уверен: еще одно из потаенных подземелий пересекает центральную городскую площадь. На него случайно наткнулись его бывшие коллеги из местного «Водоканала» во время устранения порыва водопровода. Валентин Трушко тогда руководил ремонтными работами. Воду на месте аварии как будто засасывало насосом. Чтобы определить причину, экскаватор все глубже врезался в землю, пока не пробил отверстие в неизвестной каменной кладке. Вскоре техника докопалась до арки шириной со стандартную дверь. Опускаться в нее никто не решился, хотя направление хода обозначилось определенно: от дворца Тышкевичей в сторону здания Иешивы (бывшего духовного училища для раввинов), реки Воложинки и ее городского притока Ручья.

— Было бы правильно дать возможность поработать на месте находки археологам и историкам, но город без воды не оставишь, — не без сожаления говорит Валентин Трушко. — Поэтому в спешке все графские тайны замуровали, а сверху заложили асфальтом.

Вскоре краевед провел собственное расследование и выяснил: старожилы слышали от своих предков истории о подземных ходах, прорытых в бытность Тышкевичей. Они утверждали: под Воложином существует еще один город — подземный, связывает он костел с православным храмом. Берет начало от дворцово-паркового ансамбля, но сколько в нем скрытых улиц — лишь графьям известно. Вероятно, служил он надежным укрытием и в случае набега иноземцев. Специалисты могут изучить вопрос и приоткрыть тайны для всех желающих.

Это не единственные реликвии на воложинской земле, достойные внимания. Валентин Трушко считает, что в нынешнем столетии обязательно найдутся меценаты, которые создадут здесь уникальные туристические объекты. К примеру, в урочище Вялое сохранилось двухэтажное здание так называемого дворца охотников Бенедикта Тышкевича. В начале прошлого века здесь функционировал крупнейший в Европе заповедник зверей площадью 400 гектаров, а фауна была просто уникальна. Граф успел создать в Вялом также уникальную фотостудию — снимал исключительно сам. Его постановочные фотоработы были широко представлены в салонах Варшавы и Парижа, отражали быт и традиции местных крестьян. Многие женские образы создавала одна из его дочерей. В отреставрированном «дворце охотников» можно было бы воссоздать фотогалерею талантливого графа, немало снимков которого хранится в Национальном историческом музее Беларуси.

На снимке: воложинский краевед Валентин ТРУШКО с реликвиями графского дворца: фамильная черепица Михаила, одного из потомков Тышкевичей.

Фото: Юрий БЕСТВИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter