Замороженные возможности

Пока белорусские замороженные овощи залеживаются на складах, импортные “морозные” витамины в полном ассортименте предлагают покупателям столичные супермаркеты

Пока белорусские замороженные овощи залеживаются на складах, импортные “морозные” витамины в полном ассортименте предлагают покупателям столичные супермаркеты

Практически в каждой торговой точке сегодня можно найти замороженные летние деликатесы и в виде разнообразных овощных и фруктовых смесей. “Суповая”, “Экзотическая”, “Мексиканская”, “Для жарки”... Но определяясь с выбором невольно замечаешь, что аналогичных наборов отечественного производства или совсем нет в ассортименте, или они представлены лишь несколькими наименованиями от частных производителей. Парадоксально и то, что чем крупнее магазин, тем меньше в нем белорусских замороженных овощей.

В одном из столичных супермаркетов возле холодильника немолодая покупательница пыталась уточнить у продавца, почему в наличии только импортные — польские и китайские замороженные овощи, ягоды и фрукты.

— Мы понимаем, что такая экзотика в наших лесах не растет, — кивнула женщина в сторону замороженных ананасов, гуавы и папайи. — Но рядом с ними, посмотрите, клубника, вишня, различное овощное ассорти тоже ведь “замор-ского” происхождения. А ведь в Беларуси в этом году выдался неплохой урожай ягод, грибов, овощей...

Корреспондент “НГ” попыталась разобраться, хватает ли у нас своих замороженных овощей и что мешает им попасть на прилавки магазинов.

“Глусское лукошко” и “Янаўскія ласункі”

Реализация замороженных овощей, ягод и грибов отечественного производства осуществляется в основном в магазинах потребительской кооперации.

— Только в прошлом году организации потребкооперации заморозили более шести тысяч тонн плодово-ягодного и овощного сырья, что на 25 процентов больше, чем в позапрошлом году, — пояснила корреспонденту “НГ” заместитель начальника управления промышленности Белкоопсоюза Татьяна Косякова. — Не первый год работают современные цеха по заморозке ягод и грибов в Глусском райпо, на ЧУП “Молодечненский пищевой комбинат”. В минувшем году реализация инвестиционного проекта по организации производства замороженных овощных смесей в Ивановском райпо позволила переработать овощей в три раза больше, чем за аналогичный период поза-прошлого года. Общая производительность всех специализированных линий составила 2130 тонн в сезон, в том числе в Ивановском райпо — 890 тонн, Глусском — 870 тонн, на Молодечненском пищевом комбинате — 370 тонн.

К слову, цены на витаминную продукцию “Глусского лукошка” или те же “Янаўскія ласункі” не выше, чем летом на свежие овощи, грибы и ягоды.

Почему же не только продукции Белкоопсоюза, но и других отечественных торговых марок не много в магазинах? В чем же причина? И главное, что делать, чтобы ситуация изменилась?

Связанные одним брендом

— Если пару лет назад нехватка отечественной замороженной продукции на прилавках наших магазинов была обусловлена в основном недостаточным ее производством, то сегодня мощности по ее выпуску имеются более чем в двадцати организациях различной формы собственности, — рассказал корреспонденту “НГ” исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии микроклимата и холода Александр Бамбиза. — Ведь продукция наших производителей качественная и экологически чистая.  Думаю, для того, чтобы ситуация коренным образом изменилась, необходим отечественный бренд, который мог бы объединить под одной маркой нескольких производителей замороженной продукции.

Не наткнитесь на “сюрприз”

В упаковке помимо качественных замороженных овощей и ягод могут оказаться и  “сюрпризы” в виде кусочков льда, потемневших примятых плодов, — рассказала начальник лаборатории Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Ирина Почицкая. — Поэтому замороженные продукты следует выбирать правильно. Дата их изготовления должна совпадать с сезоном сбора урожая.

Слегка встряхните пакет, его содержимое должно быть рассыпчатым, не слипшимся в комок. Если овощи и ягоды не рассыпаются, значит, они неправильно хранились. 

Своя марка ближе

Но вот объединяться под одним брендом наши производители пока не готовы. На одном из старейших предприятий Минсельхозпрода КСУП “Брилево”, что на Гомельщине, контроль за качеством начинается с собственных угодий.

— В наших цехах в год выпускается около шестисот тонн быстрозамороженной продукции пяти видов. Потребность отечественной торговли в этом импортозамещающем продукте гораздо больше, — говорит начальник отдела сбыта предприятия Елена Пусева. — Но я не могу сказать, что сегодня этот товар легко реализовать. Если в Гомеле наша продукция достаточно широко представлена на прилавках магазинов, то в Минске она пока не востребована. Но мне кажется, что вряд ли, объединившись с кем-то под одним брендом, мы решим проблему сбыта. Скорее, таким образом потеряем свою индивидуальность. Ведь сегодня торговая марка “Брилево” ассоциируется у потребителей со знаком качества. Видимо, каждый из нас должен самостоятельно, но более настойчиво искать свои пути на рынок. Но и торговля должна проявлять встречный интерес к отечественной продукции.

С этой точкой зрения согласна и товаровед, специалист по замороженным овощам одной из популярных торговых сетей столицы.

— Торговля брала бы на реализацию больше замороженной отечественной продукции, если бы предприятия-производители активнее ее рекламировали, — считает торговый работник. — Те же ягоды и грибы наших лесов котируются у покупателя гораздо выше, чем овощные смеси, которые по составу зачастую не дотягивают до импортных.

Эту проблему не понаслышке знают и в Министерстве торговли, где сегодня много делается для того, чтобы качественная отечественная продукция занимала основное место на прилавках магазинов.

— Для того чтобы завоевать белорусский рынок, предприятия по произ-водству быстрозамороженной овощной продукции должны делать упор на расширение ассортимента, — считает заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. — Отечественное овощное ассорти вряд ли может соперничать с импортным по составу. В зарубежных преобладают овощи, которые у нас пока не выращивают в достаточных для широкого производства масштабах.

Возможно, некоторые белорусские производители замороженных овощей могли бы поспорить с такой формулировкой по поводу своего недостаточного присутствия в крупных столичных сетях. Кто знает, может быть здесь присутствует совсем иное обоснование того, что импортная ягодная и овощная продукция пока преобладает над отечественной?

И тем не менее в последние годы в продовольственную индустрию нашей страны внедрено немало технологических усовершенствований и новинок, позволивших не только значительно улучшить качество выпускаемой продукции, но и увеличить ее количество, разнообразить ассортимент. В связи с этим на предприятиях появились и соответствующие службы, в составе которых специалисты, призванные способствовать продвижению товара. 

В более тесном контакте с белорусскими производителями необходимо работать и торговле. Оптимальное качество на прилавках, стеллажах и в холодильных камерах отечественной продукции будет свидетельствовать не только о высоком КПД деловой предприимчивости торговых работников, но и о защите интересов нашего рынка и покупателей. Пока, к сожалению, та картина, которую мы наблюдаем, говорит об обратном.

 Мнения читателей:

Татьяна Гуринович, Молодечно:
— Думаю, что руководство торговых точек должно проявлять больший интерес к подобной продукции именно белорусских производителей. Она недорогая и качественная. Значит, ее охотно купят, а это будет выгодно и для торговых предприятий.

Антонина Терещенко, Быхов:
— Хотелось бы видеть больше замороженных овощей с учетом рецептов белорусской кухни. Это могут быть смеси для щей, тертая картошка для драников, овощное и грибное рагу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter