Что мешает древесине получить высокую добавленную стоимость

Замкнутый КРУГляк

Запрет на поставку необработанной древесины на экспорт действует в нашей стране с 1 января 2016 года. Весь так называемый кругляк должен, как того требует Президент,  перерабатываться на отечественных предприятиях. Только потом полученную продукцию, то есть готовые изделия, можно поставлять за границу. И она будет уже с высокой добавленной стоимостью — в два-три (а то и больше!) раза дороже. Впрочем, работать по таким правилам пока не получается по ряду форс-мажорных, по сути, обстоятельств. Поэтому в прошлом году круглые лесоматериалы в необработанном виде все же поставлялись за рубеж. Получена квота и на этот год.  Такие шаги предприняты только с разрешения Главы государства. 


Подобное послабление допущено в последний раз. Никаких больше ссылок на трудности у тех, кто отвечает за заготовку и переработку, быть не должно. К тому же в ноябре по плану должно открыться новое производство на Светлогорском целлюлозно-картонном комбинате, которое будет способно переработать весь объем пока экспортного леса. Смогут ли перестроиться лесхозы? На какой стадии строительство производства сульфатной беленой целлюлозы, о запуске которого говорится уже не первый год? С какими трудностями сталкиваются производители? А главное — не будет ли в следующем году очередной просьбы о поставке кругляка? 

В поисках ответов корреспондент «СГ» выехала в Светлогорский район. 

1. Такие балансы нужны самому


В КОНЦЕ этого года древесные «ножницы» наконец сомкнутся: все то, что вырубят, будет перерабатываться исключительно внутри страны. Поможет в этом новое производство на базе Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, куда и начнут отгружать сырье. Здесь древесина будет делать свой скачок в вечность — превращаться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но об этом чуть позже, а пока держу путь в лес, с которого все в этой производственной цепочке и начинается.

СВЕТЛОГОРСКИЙ район в плане леса место уникальное — он занимает почти 54 процента территории. Райцентр и вовсе  буквально утопает в деревьях. С ходу даже не поймешь: это город в лесу и лес в городе. Но наш маршрут лежит дальше — за пятнадцать километров, в  Боровиковское лесничество. Тут в разгаре так называемая проходная рубка. 

В деле — многооперационная машина. Она, говорит лесничий Сергей Званкович, заменяет пятерых вальщиков: 

— За такой техникой будущее. Производительность в зависимости от объема хлыста лесосеки от 30 и выше кубов в день. На заготовке древесины задействован один работник, еще двое — на вывозке. 

Валка, обрезка сучьев, раскряжевка, обмер…  Со всем справляется харвестер. Сейчас под прицелом — ослабленные и сухие деревья. Конечный продукт — так называемая низкосортная древесина. Та самая, которая сегодня идет на экспорт. Она складируется недалеко от рубки и затем вывозится.

Заготовка древесины в Боровиковском лесничестве

Экспортировать даже такую, балансовую, древесину в необработанном виде с начала 2016 года запрещено. Решение логичное: зачем гнать за рубеж кругляк, а затем втридорога покупать импортную готовую продукцию. Исключением могут стать только экстренные случаи. И такая форс-мажорная ситуация в прошлом году произошла: последствия июльского урагана устраняют до сих пор. 

Стихия совсем незапланированно «принесла» еще 4 миллиона кубометров древесины. Переработка, а некоторые предприятия до сих пор проходят стадию модернизации и не работают на полную мощность, справиться с новыми объемами попросту не в состоянии. На совещании по этому вопросу Президент обозначил четкую позицию: разрешение на вывоз круглого леса дается в последний раз. Объем на 2017 год — 1,8 миллиона кубических метров.

Еще раз подчеркну: речь не идет о ценных сортах — том же самом хвойном пиловочнике. На экспорт идут балансы низкосортных пород. Впрочем, такой «тонкомер» — отличное сырье для целлюлозы или производства древесностружечных, древесноволокнистых плит. Востребованы они и на некоторых отечественных предприятиях. Среди них не только пока строящееся в Светлогорске новое производство, а тот же деревообработчик «Кроноспан», заводы которого открыты в Сморгони и Могилеве. Главный инженер Светлогорского лесхоза Руслан Евсейчик приводит данные:

— Только в прошлом месяце на могилевское и сморгонское предприятия отгрузили две тысячи кубометров древесины. За прошлый же год на экспорт ушло ее 27 тысяч 264 куба. Примерно 80 процентов от объема это та древесина, которая в дальнейшем будет поставляться на целлюлозно-картонный комбинат в Светлогорске.

Макет будущего производства сульфатной беленой целлюлозы, куда будут отгружать пока экспортную древесину.

Ну а пока производство не запущено, древесина опять-таки пойдет на экспорт. План на февраль — 2 тысячи 120 кубов. Основные рынки — Польша и Прибалтика. Расценки зависят от пункта назначения: балансы из березы, например, в Польшу уходят за 22,06 евро, в Прибалтику — за 23,6 евро, балансы сосновые при этом стоят 26,75 евро за куб. Очевидно, древесина приносит лесхозу немалый доход. Цифры за прошлый год говорят сами за себя — на экспорте получено 743 тысячи долларов. Но если говорить в масштабах страны, то эта сумма могла быть увеличена в разы: на перерабатывающем предприятии. Прибыль в буквальном смысле уходит сквозь пальцы. 

НА всех видах рубок в прошлом году Светлогорский лесхоз заготовил 147 тысяч 267 кубометров древесины, что принесло 5 миллионов рублей. Своего деревообрабатывающего цеха у учреждения нет, поэтому вся лесопродукция идет на продажу сторонним организациям. В этом году объемы увеличатся — вырубить планируется 165 тысяч кубов. А как дела обстоят с лесовосстановлением? Руслан Евсейчик поясняет:

— Если участок вырубается, то в течение трех лет он должен быть восстановлен. У нас такой принцип выдерживается. Вариантов несколько: посадка новых деревьев или содействие тому, чтобы они росли сами. Для этого, например, проводится вырубка одной лесополосы, вторая остается, третья опять вырубается. Пустующие площади деревья засевают сами. В любом случае участки, которые сегодня вырубаются, практически сразу же восстанавливаются. Чтобы лес остался и будущим поколениям. 

В прошлом году новыми лесными культурами засажено 289 гектаров, из них 35 — механизированным способом. Содействие естественному возрождению проведено на площади в 35 гектаров. 

На примере Светлогорского лесхоза убедилась: древесина для переработки есть. В нужном объеме. Заявки по отгрузке сырья выполняются в срок. И сегодня только отсюда готовы отправлять на целлюлозно-картонный комбинат свыше 27 тысяч кубов древесины, которые пока идут на экспорт. Готовы ли их забрать? Что застопорило запуск нового столь необходимого производства? Разработан ли план выхода из кризисной ситуации? 

Об этом в следующем письме из района.

В ТЕМУ

За 2016 год из всех видов рубок организациями Минлесхоза заготовлен наибольший объем древесины — 15,1 миллиона кубических метров, что составило 112 процентов к уровню 2015 года. Круглых лесоматериалов на внутреннем рынке продано 9,3 миллиона кубометров. Деревообрабатывающие цеха выпустили 716 тысяч кубометров пиломатериалов. Объем высушенной продукции с более высокой добавленной стоимостью увеличился более чем на 6 тысяч кубов и составил 87 тысяч кубических метров. 

Чистая прибыль системы Минлесхоза за прошлый год — 27 миллионов рублей. Это в 2,6 раза выше, чем в 2015-м. Всего выручка от продажи продукции, работ, услуг всеми структурными подразделениями составила 618 миллионов рублей, а поступления от ведения лесного хозяйства — 280 миллионов.

borisovez@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter