О переписи населения в контексте Декрета № 3
16.03.2017 22:40:33
Через призму Декрета № 3 имеет смысл по–другому взглянуть на мероприятие национального масштаба, старт которому был дан президентским указом в конце прошлого года — очередную перепись населения. Она запланирована на осень 2019–го, а пробная должна пройти уже в октябре в Молодечненском районе. Кроме традиционных пунктов о возрасте, жилищных условиях и так далее, Белстат уже анонсировал несколько новых тем в опросных листах. Среди них и вопросы о трудовой миграции.
Правоприменительная практика, которую использовали налоговые органы при определении плательщиков сбора на финансирование госрасходов, неожиданно показала: о реальных масштабах трудовой миграции за рубеж граждан известно недостаточно. Конечно, есть статистика органов внутренних дел, есть оценки отечественных и международных групп исследователей. Теперь вот получим данные налоговиков, к которым поступят «объяснительные» от тех граждан, которые более полугода работали за рубежом и от уплаты сбора освобождены. Но согласитесь, есть повод задуматься: до сих пор цифры от разных источников расходились на порядки — у кого–то речь шла о десятках тысяч трудовых мигрантов, выезжающих ежегодно из страны, а у кого–то фигурировали цифры чуть ли не с шестью нулями...
Проблему объективного учета трудовых мигрантов в какой–то мере обостряет единый рынок труда между Беларусью и Россией на фоне прозрачных границ между двумя государствами. Не секрет, что при всех прочих равных условиях российским работодателям выгоднее привлечь на работу именно наших граждан, чем жителей других стран. В отношении белорусов не нужно получать специальных разрешений, меньше бумажной волокиты при оформлении на работу и расторжении контрактов. Но в ситуации, когда на рынке труда РФ к белорусам относятся почти как к своим, есть и некоторые нюансы. Это касается, например, тех, кто выезжает на работу вахтовым методом. Они попадают в своеобразные «тиски» налоговых требований двух стран. По российским законам, если мигрант трудится менее полугода, то с него списывается подоходный налог в размере 30%. В свою очередь, по белорусским законам, если гражданин проработал за рубежом менее 183 дней — те же полгода, то у него возникают обязательства по уплате сбора. Не сложится ли так, что белорусские вахтовики будут «рисовать» с помощью российских коллег любые документы, лишь бы избежать этого двойного или даже тройного налогообложения и вытянуть на бумаге необходимые полгода российского «стажа»? А какие ответы появятся в анкетах таких респондентов во время переписи населения, если их, что называется, в лоб спросят: работали ли вы за границей, а если да, то сколько дней? Выходом из ситуации может стать доработка и детализация соответствующих положений Декрета № 3. Чтобы к моменту начала всебелорусской переписи в случае включения в нее вопроса по трудовой миграции мы получили на выходе полноценный материал для дальнейшего планирования государственной демографической и налоговой политики.
В чем–то схожа ситуация с так называемыми фрилансерами — внештатными временными сотрудниками, предлагающими свои услуги в том числе на виртуальных международных биржах труда преимущественно в сфере информационных технологий. Фрилансерам в отличие от вахтовиков — как правило, представителей рабочих профессий — никуда ехать не надо, можно работать за домашним компьютером или арендовать рабочее место в специальных офисных зонах совместной деятельности, которые начали активно развиваться и у нас. Являются ли такие фрилансеры трудовыми мигрантами? Что собираются спросить у них волонтеры Белстата? В 2009–м, когда проводилась предыдущая перепись населения, в том, чтобы отдельно исследовать категорию людей, работающих на удаленном доступе (кстати, не только на заграницу, но и на белорусских работодателей), смысла особого не было — настолько это явление было не развито. Но технологии и рынок труда не стоят на месте, и фриланс становится обыденным явлением для значительной части продвинутой молодежи, нацеленной на IT–сферу и коммуникации. Так что к фрилансерам должны быть отдельные подходы со стороны как налоговиков, так и исследователей в процессе подготовки вопросов для очередной переписи населения.
Таким образом, Декрет № 3 не только стал своеобразным акселератом в сфере оздоровления рынка труда, профилактики асоциального поведения — он помогает выявить слабые места в смежных областях. Помочь точно ответить на те вопросы, которые по каким–то причинам мы не находили возможности для себя сформулировать или которые ставит перед нами все ускоряющийся темп современной жизни.
Правоприменительная практика, которую использовали налоговые органы при определении плательщиков сбора на финансирование госрасходов, неожиданно показала: о реальных масштабах трудовой миграции за рубеж граждан известно недостаточно. Конечно, есть статистика органов внутренних дел, есть оценки отечественных и международных групп исследователей. Теперь вот получим данные налоговиков, к которым поступят «объяснительные» от тех граждан, которые более полугода работали за рубежом и от уплаты сбора освобождены. Но согласитесь, есть повод задуматься: до сих пор цифры от разных источников расходились на порядки — у кого–то речь шла о десятках тысяч трудовых мигрантов, выезжающих ежегодно из страны, а у кого–то фигурировали цифры чуть ли не с шестью нулями...
Проблему объективного учета трудовых мигрантов в какой–то мере обостряет единый рынок труда между Беларусью и Россией на фоне прозрачных границ между двумя государствами. Не секрет, что при всех прочих равных условиях российским работодателям выгоднее привлечь на работу именно наших граждан, чем жителей других стран. В отношении белорусов не нужно получать специальных разрешений, меньше бумажной волокиты при оформлении на работу и расторжении контрактов. Но в ситуации, когда на рынке труда РФ к белорусам относятся почти как к своим, есть и некоторые нюансы. Это касается, например, тех, кто выезжает на работу вахтовым методом. Они попадают в своеобразные «тиски» налоговых требований двух стран. По российским законам, если мигрант трудится менее полугода, то с него списывается подоходный налог в размере 30%. В свою очередь, по белорусским законам, если гражданин проработал за рубежом менее 183 дней — те же полгода, то у него возникают обязательства по уплате сбора. Не сложится ли так, что белорусские вахтовики будут «рисовать» с помощью российских коллег любые документы, лишь бы избежать этого двойного или даже тройного налогообложения и вытянуть на бумаге необходимые полгода российского «стажа»? А какие ответы появятся в анкетах таких респондентов во время переписи населения, если их, что называется, в лоб спросят: работали ли вы за границей, а если да, то сколько дней? Выходом из ситуации может стать доработка и детализация соответствующих положений Декрета № 3. Чтобы к моменту начала всебелорусской переписи в случае включения в нее вопроса по трудовой миграции мы получили на выходе полноценный материал для дальнейшего планирования государственной демографической и налоговой политики.
В чем–то схожа ситуация с так называемыми фрилансерами — внештатными временными сотрудниками, предлагающими свои услуги в том числе на виртуальных международных биржах труда преимущественно в сфере информационных технологий. Фрилансерам в отличие от вахтовиков — как правило, представителей рабочих профессий — никуда ехать не надо, можно работать за домашним компьютером или арендовать рабочее место в специальных офисных зонах совместной деятельности, которые начали активно развиваться и у нас. Являются ли такие фрилансеры трудовыми мигрантами? Что собираются спросить у них волонтеры Белстата? В 2009–м, когда проводилась предыдущая перепись населения, в том, чтобы отдельно исследовать категорию людей, работающих на удаленном доступе (кстати, не только на заграницу, но и на белорусских работодателей), смысла особого не было — настолько это явление было не развито. Но технологии и рынок труда не стоят на месте, и фриланс становится обыденным явлением для значительной части продвинутой молодежи, нацеленной на IT–сферу и коммуникации. Так что к фрилансерам должны быть отдельные подходы со стороны как налоговиков, так и исследователей в процессе подготовки вопросов для очередной переписи населения.
Таким образом, Декрет № 3 не только стал своеобразным акселератом в сфере оздоровления рынка труда, профилактики асоциального поведения — он помогает выявить слабые места в смежных областях. Помочь точно ответить на те вопросы, которые по каким–то причинам мы не находили возможности для себя сформулировать или которые ставит перед нами все ускоряющийся темп современной жизни.
v3282726@yandex.ru