Заметки на Елисейских полях

На этой неделе исполняется 40 лет франко-германской гордости - Елисейскому договору, который во многом определил не только примирение народов этих стран после многих веков жестоких конфликтов, но и дал толчок всему европейскому строительству.
На этой неделе исполняется 40 лет франко-германской гордости - Елисейскому договору, который во многом определил не только примирение народов этих стран после многих веков жестоких конфликтов, но и дал толчок всему европейскому строительству. Уникальная пресс-конференция, организованная в этой связи дуэтом послов стран - членов Евросоюза в Минске, дала лишний повод задуматься о неизбежной тенденции современного мира - интеграции.

Посол Германии Хельмут Фрик и глава французского дипломатического представительства в Беларуси Стефан Шмелевский, общаясь с журналистами, с удовольствием подчеркивали ту особую роль, которую сыграл Елисейский договор в деле европейской интеграции. Объединенную Европу, безусловно, можно считать совместным детищем прежде всего Франции и Германии, позже принявших в свою дружную семью и другие народы. Обе страны по-прежнему диктуют евросоюзную моду. Подтверждением этих слов может служить принятый недавно совместный план Жака Ширака и Герхарда Шредера о введении в Евросоюзе двойного президентства.

На состоявшейся пресс-конференции послы главных европейских "локомотивов" делились своим сорокалетним союзным опытом, который, естественно, будет полезен для Беларуси, также ставшей на интеграционные рельсы.

В одиночку государству стало сложно справляться с первоочередной задачей - обеспечивать безопасность своих граждан. Поэтому в основе европейской интеграции лежит еще и идея единого европейского пространства безопасности, которую, кстати, трудно осуществить без участия Беларуси.

Для того чтобы убедить людей в неизбежности интеграции, необходима серьезная политическая воля власть имущих. Об этом говорили в своем выступлении послы. Но то же самое, наверное, может сказать любой политик, которому приходится решать эту сложную задачу - объединять народы.

В этом контексте уместно вспомнить, что единые стратегические интересы Беларуси и России облегчили наш общий выбор в пользу объединения. Франции и Германии успешного опыта такого рода не занимать. Какая-то его часть, естественно, будет для нас полезна, а в чем-то мы имеем большие преимущества. Так, в отличие от тех же Франции и Германии, за плечами которых "висел" груз вековых противоречий, стартовые интеграционные позиции Беларуси и России были намного лучше.

Среди очевидных успехов франко-германского сотрудничества, достойных подражания, можно отметить отлично поставленную работу с молодежью. Никто не будет спорить с тем, насколько важно по-хорошему "заразить" объединительной идеей молодежь, направить ее энергию в созидательное русло. Господин Фрик привел такой интересный пример: за годы действия Елисейского договора специально созданное Молодежное бюро организовало встречи 7 миллионов молодых немцев и французов. Задавался ли кто-нибудь вопросом, сколько из них впоследствии оказались в кабинетах Еврокомиссии или Европарламента? Думаю, что немало.

Возможно, если бы подобные молодежные движения существовали в рамках Союзного государства, меньше было бы поводов говорить о бюрократизме в деле объединения наших стран. Впрочем, даже радикалы признают сегодня необходимость тесного экономического сотрудничества с Россией.

Что же касается западного вектора, то симптоматичны прозвучавшие заявления Хельмута Фрика и Стефана Шмелевского о том, что Европа для Беларуси вовсе не является "неприступной крепостью". Господин Шмелевский признался, что на этот счет он регулярно получает из Парижа четкие директивы: всеми силами развивать белорусско-французское сотрудничество. А его германский коллега подчеркнул возрастающее сближение народов, которое проявляется, среди прочего, и в увеличении германо-белорусских браков...

Недалек тот час, когда Беларусь будет общаться не с Германией или Францией в отдельности, а напрямую с Евросоюзом. Конечно, посольства западноевропейских стран в Минске не закроются, но свое локальное представительство в Минске у Евросоюза уже появилось. В первом полугодии 2003 года эти функции будет выполнять немецкое посольство. Думаю, не ошибусь, если скажу, что такая "прописка" Евросоюза только положительно скажется на наших отношениях.



Брак Берлина и Парижа. Расчет или любовь?

Комиссары Европейского союза немец Гюнтер Верхойген и француз Паскаль Лами выступили с инициативой объединить Германию и Францию в союзное государство. Высокопоставленные европейские чиновники предлагают создать для Германии и Франции "совместные правительственные инстанции", которые должны в будущем стремиться к проведению единой внешней, оборонной и финансовой политики. Кроме того, планируется создать объединенные германо-французские вооруженные силы, совместные диппредставительства за рубежом. Некоторые обозреватели при этом утверждают, что новая "семья" направлена против США. Интересно, что скажет Вашингтон?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter