Заметен ли наш союз на мировой арене?

За последние годы Россия вернула утраченные в годы перестройки позиции в мире. А как международное сообщество относится к Союзному государству, какую роль в формировании его положительного имиджа играет Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики? На эти и другие вопросы отвечает ее член, депутат Государственной думы Николай БЕЗБОРОДОВ.

— Николай Максимович, расскажите, пожалуйста, о работе комиссии в последнее время.
— Главные направления внешней политики Беларуси и России — развитие отношений с партнерами по СНГ, ООН, ОБСЕ, другими международными организациями, международное сотрудничество в деле укрепления мира и стабильности, нераспространения оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и так далее. Исходя из этого и строится внешнеполитическая деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в целом и нашей комиссии в частности.
Парламентское Собрание получило статус постоянного наблюдателя при МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС, а они — при Парламентском Собрании. И, как показала практика, использование трибуны межпарламентских организаций позволяет членам комиссии рассказывать зарубежным коллегам о Союзном государстве, интеграционных процессах, происходящих между Беларусью и Россией, обсуждать проблемы, волнующие человечество, на международных научно-практических конференциях и круглых столах. Например, в рамках проекта Программы развития ООН и Европейского Союза “Борьба с торговлей женщинами в Республике Беларусь”, Парламентское Собрание и Представительство ООН в Беларуси провели круглый стол “Европа: общие усилия по борьбе с торговлей людьми”. Союзные парламентарии, и, в частности, члены комиссии, участвовали в семинаре “Практика борьбы с трансграничной преступностью в рамках Союзного государства”, международной конференции “Место и роль парламентов в борьбе с международным терроризмом”, проведенной Советом Федерации РФ и Сенатом Королевства Бельгия в Москве, и многих других. Это заметно подняло престиж Союзного государства на международной арене.
— Вы говорили об участии союзных парламентариев в качестве наблюдателей на выборах. Что это дает?
— Прежде всего возможность использовать опыт проведения избирательных кампаний в Беларуси и России. К тому же повышается авторитет Парламентского Собрания в мире, растет интерес к Союзному государству у представителей других национальных парламентов и международных парламентских организаций, предоставивших ПС Союза Беларуси и России статус постоянного наблюдателя. Это Межпарламентский Союз (МПС), Парламентская Ассамблея Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС), Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС).
В свою очередь наши депутаты активно сотрудничают с постоянными наблюдателями при Парламентском Собрании, статус которых имеют: Внепартийное общественное объединение “Армянская народная инициатива Россия—Беларусь—Армения”, Российский общественный комитет содействия Союзу Беларуси и России, Белорусский общественный комитет “Союз”, “Депутатская инициатива Россия—Беларусь—Армения” Национального Собрания Республики Армения, Международный союз общественных объединений “Союзная общественная палата”, Депутатское объединение Верховной Рады Украины “За союз Украины, Беларуси и России” (ЗУБР), Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, Всеобщая Конфедерация Профсоюзов (ВКП), Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Федерация профсоюзов Беларуси, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств.
Крепнут наши связи и с парламентами балканских, западноевропейских государств, США и другими. Например, в мае этого года в качестве постоянного наблюдателя делегация ПС участвовала в работе 114-й Ассамблеи Межпарламентского Союза, проходившей в Найроби (Республика Кения). С высокой трибуны председатель нашей комиссии Николай Чергинец рассказал ее участникам о нынешнем состоянии белорусско-российской интеграции, перспективах строительства Союза, обратил внимание собравшихся на ужесточение противодействия попыткам объединения народов бывшего Советского Союза со стороны некоторых государств, о порочной практике применения двойных стандартов на постсоветском пространстве западными политиками. В рамках ассамблеи депутаты ПС провели двусторонние встречи с членами делегаций России, Украины, Польши, Германии, Бельгии, Италии, Венесуэлы, Индонезии. Интерес к строительству Союзного государства выразили представители Армении, Азербайджана, Украины, Турции, Румынии, Греции, Молдовы, Болгарии.
Участие в подобных форумах открывает широкие возможности для знакомства с современным опытом международного парламентаризма, позволяет установить контакты с парламентариями других стран и информировать мировое сообщество о ходе строительства Союзного государства. И, о чем хочу сказать особо, зарубежные парламентарии видят в членах комиссии, депутатах ПС уже не представителей стран СНГ или отдельно России и Беларуси, а представителей Парламентского Собрания Союзного государства.
— Какие задачи комиссия будет решать в ближайшее время?
— План нашей работы включает широкий круг вопросов. Законодательная деятельность Парламентского Собрания направлена на укрепление и обустройство внешних границ Союза, поскольку воздушное, наземное и морское пространства обоих государств должны быть надежно защищены. В число важнейших вопросов входят борьба с наркоманией, формирование общего концептуального подхода и взглядов на борьбу с терроризмом, углубление межпарламентских связей с государствами СНГ, Европейского союза, формирование положительного имиджа Союзного государства.
Для США и Запада если не близоруко, то очень недальновидно относиться к Беларуси как к государству, идущему недемократическим путем. Вместо того чтобы пытаться привить американскую модель “демократии”, Соединенным Штатам можно было бы поинтересоваться, почему так много улыбающихся, счастливых лиц на белорусских улицах, каким образом республика добилась значительных успехов в экономике, почему белорусские женщины не боятся рожать детей, а молодежь уверена в завтрашнем дне. А все это означает, что Беларусь идет путем, который выбрал сам народ. Впрочем, совершенно очевидно, что такая негативная оценка дается целенаправленно — в отместку за любовь к России и самостоятельную политику белорусского руководства.
— На фоне Беларуси с грустью и сожалением наблюдаешь за тем, что происходит на Украине и в Грузии.
— Действительно, то, как развиваются события в этих странах, не может нас не волновать. Особенно беспокоит ситуация на Украине. Не потому, что Грузия для России менее важна, а потому, что полноценное славянское сообщество без Украины немыслимо. Нас беспокоит то, что между нами нет единого экономического пространства, что руководство Украины и Грузии собирается вступить в НАТО, а это уже угроза безопасности России.
Однако что бы там ни происходило, я убежден, что общая история, духовная близость помогут украинскому и грузинскому народам осознать, что искусственное противопоставление русских и украинцев, русских и грузин к добру не приведет. Украина сегодня, по сути, выбирает между Европой и Россией. Руководство Грузии ориентировано на США. Но ведь если бы нам действительно плохо жилось в Советском Союзе, братские народы сегодня не стремились бы объединяться.
Поэтому, мне кажется, на постсоветском пространстве на смену националистическим придут рациональные идеи объединения. И, дай Бог, Украина не окажется на обочине этого процесса, а займет в сообществе достойное место. У народов России, Беларуси и Украины единая кровь, культура, история. Думаю, это заставит Украину повернуть к России и Беларуси. То же, вероятно, будет и с Грузией, которую США, как и Украину и остальных членов ГУАМ, сегодня используют с целью разместить на их территориях натовские базы для контроля над Россией. Щедрые посулы заокеанских и западноевропейских политиков о светлом будущем в самое ближайшее время так и останутся нереализованными, поскольку зарождающаяся глобальная экономика заинтересована в странах с богатыми сырьевыми ресурсами, каковыми ни Украина, ни Грузия не являются.
— А вооруженные силы Украины и Грузии учат видеть врага номер один в российской армии. Может быть, Парламентскому Собранию пора принять по этому поводу какое-нибудь заявление?
— Такая необходимость действительно назрела, потому что считать солдата России или Беларуси врагом ни у Грузии, ни у Украины, ни у любого другого государства никаких оснований нет. Поскольку русский солдат — а в историческом понимании это и белорусский и украинский — солдат-жертвенник, солдат-освободитель, не щадящий своей жизни ради спасения других народов. Сегодня хорошо видно, кто из политиков изучал историю поверхностно, по шпаргалкам, а кто углубленно и заинтересованно. Тот, кто знает путь развития России, государства Российского, своих стран, никогда не назовет российского солдата и Россию оккупантами. Русский народ — самый терпеливый и жертвенный. Примером тому может служить подвиг советских солдат во Второй мировой войне.
Жаль, что сегодня политики не могут найти общий язык, сесть за стол переговоров. У нас, например, нет претензий к вооруженным силам Украины или Грузии, но есть претензии к политикам, ориентирующим свои армии видеть врага в лице России.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter