Михаил Русый: «Сначала обеспечиваем продовольствием свой рынок, а излишки экспортируем»

Заместитель Премьер-министра Михаил Русый:

«Сначала обеспечиваем продовольствием свой рынок, а излишки экспортируем»

«Сначала обеспечиваем продовольствием свой рынок, а излишки экспортируем»


В форме живого, порой достаточно острого диалога прошла в редакции «СГ» прямая линия с заместителем Премьер-министра Михаилом РУСЫМ. Многочисленные телефонные звонки не позволили уложиться в отведенное время. Тема диалога была актуальнейшая и касалась буквально каждого. Ведь все мы — потребители продукции АПК, у которого, к сожалению, накопилось немало проблем. Наши читатели и заместитель Премьер-министра вместе пытались искать выход. И каждый неравнодушный звонок был пусть и небольшим, но шагом на этом пути. Именно поэтому Михаил Иванович был предельно откровенен. Хотя и чувствовалось: внутренне он полностью мобилизован. Вести прямую линию с обширной читательской аудиторией — дело непростое.

rusii2.png

В форме живого, порой достаточно острого диалога прошла в редакции «СГ» прямая линия с заместителем Премьер-министра Михаилом РУСЫМ


Поднимались и обыденные, житейские темы. На каждый вопрос, в том числе и журналистов «СГ», даны конкретные и объективные ответы. Некоторые затронутые проблемы остались на контроле заместителя Премьер-министра, и, по его словам, ни один не останется без реагирования.

— Михаил Иванович! Звонят из крестьянского хозяйства Иосифа Нехведовича Воложинского района. Во-первых, хотим вас поблагодарить за помощь при покупке трактора. Сейчас вопрос в другом: не хватает средств для установки вентиляции на овощехранилищах. Коммерческие банки отказываются нас финансировать из-за нежелания работать с агропромышленным комплексом, а Белагропромбанк не имеет средств.

— Какой тоннаж у вас?

— Одно хранилище около 3 тысяч тонн, другое — 2,5 тысячи тонн.

— Вы на мое имя оперативно высылайте письмо с изложением всех вопросов. Попробуем помочь.

— Гомель на связи, Яковлев Вадим. Скажите, а почему наш картофель не используется в сети «Макдональдс». Он что, хуже по качеству или есть другие причины?

— По качеству не хуже, к тому же мы сумели наработать сорта и для «Макдональдса» под их требования. А вообще, эта сеть приходит со своей технологией, в которую наша «бульба» не вписывалась. Постепенно перестраиваемся, буквально в этом году на Толочинском консервном заводе будет установлена мощнейшая технологическая линия по выпуску замороженного картофеля фри. Мы сумеем вытеснить конкурентов, и уже в следующем году в «Макдональдсе» по максимуму будет именно белорусский картофель.

— Михаил Иванович, добрый день! Эдуард Черкасс, глава фермерского хозяйства из Лунинца, беспокоит. Успешно работаю фермером более 20 лет. Для грамотного севооборота в этом году поменялись с СПК «Озерница» площадями в 50 гектаров. На их участке мы выращивали овощи. Но теперь, по словам руководителя хозяйства, оказывается, что договор оформлен неправильно. А на переданной нами в СПК «Озерница» земле овес стоит на корню…

— Можете не продолжать, я в курсе. Действительно, вопиющая бесхозяйственность. Уже дано поручение разобраться на месте.

(В «СГ», № 104 за 11 сентября опубликован материал «Сага о несжатом овсе».)

— Григорий Бобченок, директор совхоза «Коммунист» Ельского района, на связи. Михаил Иванович! Сельское хозяйство сегодня, как никогда, нуждается в долгосрочных кредитах под щадящие проценты. Ведь сельчанин много засевает с осени и убирает урожай также осенью. Почему в этом году невозможно взять кредиты ни на топливо, ни на семена? Есть ли какая-то надежда на их получение?

— Во-первых, на закупку топлива — это короткие кредиты. А вообще, уже два постановления принято по кредитам. Другое дело, что банк не может выделить средства, если есть просроченные проценты. А так у нас сегодня на счету 400 миллиардов свободных денег. Если платежеспособное хозяйство, кредит вам обязательно предоставят. Если имеются долги, то работать надо лучше.

(От «СГ». Совхоз «Коммунист» — одно из лучших сельхозпредприятий района. С финансами здесь полный порядок, и редакция надеется, что необходимые кредиты им все-таки выделят).

«СГ»: — Михаил Иванович! Вопрос, который волнует многих наших читателей. После ответного эмбарго России в отношении западных продуктов наша страна заявила о планах по увеличению экспорта продовольствия россиянам. Мы готовы вывезти его на 15—50 процентов больше, в зависимости от наименования. Насколько реалистичны эти намерения? И не останемся ли мы сами без молока, мяса, а то и картошки? Беспокоит людей и возможный скачок цен на продукты питания.

— Сразу скажу, никакого резкого поднятия цен ждать не следует. У нас все планово, отработано и цифры взяты не с потолка. Они экономически просчитаны. Действительно, во втором полугодии есть реальная возможность увеличить на 40, а то и на 50 процентов продажу сыров, масла и некоторых других продуктов. 

На начало августа в республике был накоплен солидный резерв. В стабилизационных фондах находилось 5 тысяч тонн сухого молока, 5 тысяч тонн масла. Да и по другим позициям фонд держался прочно и солидные экспортные возможности имелись. Сейчас каждый день на переработку дополнительно идет до тысячи тонн молока. Ежегодно мы производим его более 6 миллионов тонн. Для внутреннего пользования достаточно 2,5 миллиона тонн. Дай Бог, чтобы мы его съели. Поэтому никакой проблемы не видим. Правило неукоснительное: в первую очередь обеспечить свой рынок, а излишки продаются. Мы уже месяц работаем в напряженном экспортном режиме, но никто недостатка продуктов питания на полках магазинов не заметил.

«СГ»: — О том, что введенные в отношении России санкции «несъедобны» для самих членов Евросоюза, уже убедились и наши ближайшие соседи. Вы провели ряд встреч с министром сельского хозяйства Польши Мареком Савицким, о чем говорили, если не секрет?

— И не только с ним, но и с руководителями аграрных ведомств Литвы и Латвии, с представителями крупных ассоциаций по производству плодов, ягод, мясной продукции. Речь шла о создании совместных предприятий и производств, об интеграции экономик. Скажем, на Глубокский молочно-консервный комбинат уже поступает молоко из Латвии.

А еще ситуация с эмбарго, прямо скажем, заставила нас думать быстрее, а решения принимать более оперативно. Надо использовать нашу страну как своеобразную базу для работы на такой огромной территории, как Таможенный союз. В свою очередь, мы используем их базу для торговых контактов с Евросоюзом. Теперь наши специалисты обучают представителей Евросоюза техническим регламентам ТС, а они помогают разобраться со своими стандартами.

— Михаил Иванович, из Минска Юлия Сабук беспокоит. Скажите, каким представляется будущее единого аграрного рынка стран Евразийского экономического союза, который планируют создать к 2015 году? Или это только намерения?

— Конечно же нет. Работа идет активная и по многим направлениям. Естественно, на едином рынке должна быть пропорциональность в ценовой политике. Здесь особенно важны продовольственные балансы России, Казахстана и Беларуси. Надо, скажем, знать, сколько мы потребляем зерна, сколько и откуда его надо завезти. Причем не облагать этот объем таможенными пошлинами, дать возможность заработать своим людям. То есть защищать наш общий рынок. Вот если, Юлия, вы замуж выходите, тоже объединяете свой капитал с супругом и ведете совместное хозяйство. Здесь похожая картина.

Другой вопрос, что цены в самих странах тройки могут отличаться. Впрочем, даже у нас, в Беларуси, в регионах есть разница в ценовом факторе, к примеру, на Могилевщине и в Гродненской области. Главное, что тот базис средств и ресурсов, на котором стоит единый аграрный рынок, мы должны разумно использовать для себя, для наших народов.

— Михаил Иванович, Петриковский район на прямой линии. Синоптики говорят, что наша Гомельская область далеко не такая по климату, как была 20 лет назад. Уже даже тарантулов видели. А вот применительно к сфере АПК, может, пора нам задуматься о промышленном выращивании дыни, арбуза, черешни, чтобы уж на 100 процентов закрыть?

— Мы это делаем, и не только в южном Петриковском районе. У нас уже на Логойщине арбузы растут. Есть поручение Президента, разработана программа по бахчевым культурам. Нам достаточно засеять арбузами 250 гектаров для полного обеспечения населения. Что касается косточковых, то программа уже работает, есть и черешня, и вишня. В следующем году дадут первый урожай 14 тысяч гектаров молодых садов.

— Михаил Иванович, из Мядельского района беспокоят. Медики утверждают, что нужно есть те продукты, которые выросли в радиусе 150—200 километров от того места, где ты родился. Наша республика в этом смысле вообще идеальна. Готовы ли мы накормить белорусов своими же продуктами? 

— Мы не только готовы, мы уже это сделали. 85 процентов продуктов — отечественного производства. Но есть и товары так называемого критического импорта. Оливки, ананасы, те же бананы у нас не растут, но люди хотят их иметь. Сейчас делаем прекрасные рапсовое и льняное масла, они ни в чем не уступают оливковому. У нас уже в достатке своего лука, чеснока, спаржевой фасоли. Решили проблему с зеленым горошком. Уже отправляем его на экспорт. Туровский завод закроет в этом году потребность в сладкой кукурузе.

А медики правы. Даже вода из колодца, у которого ты вырос, становится лечебной. Потому что организм адаптирован к ней. А из культур надо выбирать ту, что полезней, а не ту, что ярче выглядит.

— Михаил Иванович, к вам из Заславля наконец-то дозвонился. Зовут меня Степан Иванович, я дачник и любитель охоты. Знаю, что вы курируете и охотничью отрасль. Сейчас в стране насчитывается порядка 250 охотпользователей. В их числе хозяйства Минлесхоза‚ Белорусского общества охотников и рыболовов. Кроме того, есть «Военохот», частные структуры. Вроде бы ответственные имеются, а порядка в лесах как не было, так и нет. После выходных ужас что творится. Не пора бы и здесь применить жесткие меры? 

— А они и принимаются. И к охотникам, и просто к любителям природы. Если вы о мусоре, то чисто там, где не сорят. Наведите в первую очередь порядок вокруг вашего дачного домика. Но вы правы в том, что на каждом участке нашей земли есть хозяин, на стороне которого и законы, и права. Другое дело, как они исполняют свои обязанности. Здесь еще есть вопросы.

— Прошу вашего совета, Михаил Иванович. Шинкарёв Александр Иванович, проживаю на территории Курганского сельсовета Смолевичского района.

У меня 25 голов КРС, 6 теляток, 19 овец. Обращался к местной власти, чтобы выделили пастбище и сенокос. Вначале на короткое время дали, но потом отняли. Непонятно, почему земли зарастают, а оказать помощь личному подсобному хозяйству не могут? Что делать в такой ситуации?

— Для ведения личного подсобного хозяйства у нас по закону можно выделить гектар земли в пользование. Остальное — не более 3 гектаров — в аренду, причем за участком нужно будет смотреть и ухаживать. Вам можно оформить крестьянское (фермерское) хозяйство: получили бы до 50 гектаров сельскохозяйственных угодий в безвозмездное пожизненное пользование. При этом земля может передаваться по наследству, но участок нельзя продавать или обменивать. А потом еще арендуй хоть 100, хоть 1000 гектаров. Земли у нас всем хватит, лишь бы работали. И еще плюс — в течение трех лет с момента регистрации крестьянское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов, в том числе и НДС, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности. К тому же сейчас для развития фермерства готовится нормативно-правовой акт о возможности привлечения крестьянских хозяйств на покупку техники и оборудования, строительство зданий и сооружений.

«СГ»: — Михаил Иванович! Вы уверенно держитесь и в «седле» председателя Федерации конного спорта…

— Это олимпийский и в то же время массовый вид спорта. Естественно, внимание к нему особое. По сути, это еще одно важное направление моей работы, хотя и на общественных началах. Надо думать, как собрать достойную команду, приобрести породистых лошадей, провести соревнования, а особенно, как их финансировать. Дело хлопотное, но приятное. Особенно, когда смотришь, с какой любовью относятся к лошадям белорусские детишки. Они их и поят, и кормят, и чистят. Достойная, добрая растет смена.

— Михаил Иванович, из деревни Санюки Ельского района звонят. К сожалению, пустеют наши подворья. Заработная плата в АПК сейчас одна из самых низких в республике. Вот и не хотят люди работать на земле, молодежь из деревни уезжает. Когда же будет достойная оплата тяжелого труда?

— Во-первых, она не самая маленькая. А достойную зарплату надо заработать. У нас сегодня есть хозяйства, где получают и по 8, и по 10 миллионов рублей. А в среднем по сельскому хозяйству зарплата 4,8 миллиона. Да, есть у кого-то и два, но там и доят по два литра от  коровы. Лежа на печке, кошелек не наполнишь.

— Александр Поворотный от садоводов Пуховичского района на прямой линии. После эмбарго, введенного Россией, польские яблоки стали дешевле в полтора—два раза, чем в прошлом году. Мы не выдерживаем конкуренции и теряем свои позиции на внутреннем рынке. Как бы не пришлось вырубать сады. Да и выращенные саженцы не знаем куда реализовать.

— Никакой трагедии или беды я не вижу. При наличии в республике яблокохранилищ на 80 тысяч тонн, мы закладываем в них только 40—45 тысяч тонн. Это не учитывая, что реализуем в осенний период. Так что места для ваших фруктов на зимнее хранение предостаточно. Ситуация на постоянном контроле. Но и вам надо шевелиться. Раз производите яблоки, надо заранее думать, куда их реализовать, и активнее работать с населением и торговлей. К тому же наши фрукты экологически более чистые и куда вкуснее, чем польские. А саженцы тоже выкупим. На программу развития плодоводства сейчас в бюджете есть 35 миллиардов рублей.

«СГ»: — В последнее время часто критикуют потребкооперацию. На селе частник пока разворотливее. Да и многие магазины как из прошлого столетия… 

— Торговым сетям легче развиваться. Я буду прямо об этом говорить. Они движутся избирательно, по тем путям, пока это выгодно. А потребкооперация работает по самому низкому ценовому сегменту. Мы должны дойти до каждого сельчанина. Белкоопсоюз обслуживает сегодня порядка 3,5 миллиона человек, делает десятую часть розничного товарооборота страны. Более 90 процентов продукции кооператоры реализуют отечественного производства. Так что резервы еще есть. А не критикуют того, кто не работает

— Из фермерского хозяйства Ветлова Молодечненского района звонят. Михаил Иванович, не можем реализовать 100 тысяч штук саженцев. Занимаемся этим несколько лет, и раньше проблем не было.

— У вас закупали саженцы крупные садоводческие хозяйства. Теперь они выращивают их сами. Пора переходить на товарное производство, самим разбивать сады. Многих это отпугивает. Ведь чтобы получить первое яблоко, должно пройти 4—5 лет, надо вложить деньги. Но советуем вам попробовать. А саженцы не пропадут. Если вы включены в программу плодоводства, их обязательно выкупят. А хозяйству успехов!

Татьяна УСКОВА, Александр ШЕВКО, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»

От «СГ». Часть вопросов, адресованных заместителю Премьер-министра, требует детальной проверки на местах. Ответы на них поступят в установленный законодательством срок, и те из них, которые не носят частного характера, мы обязательно опубликуем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter