Белорусы стали участниками уникального уральского проекта

Замесили «Хлеб жизни»

Самое главное — хорошая мука и доброе сердце. Так говорит 74–летняя киприотка Мария Ксенофонтос, одетая в нарядный, специально привезенный с далекой родины пекарский фартук.

Пухлый тестяной колобок, ласково охлопанный руками киприотки, затем по очереди «нянчили» россияне, белорусы, поляки, чехи...
Фото REUTERS

Хлеб она печет всю жизнь — не только для своей семьи, но и для двухсот жителей провинции (деревни) Каннавия. Руки привычно насыпают муку, замешивают тесто...

Простой и одновременно энергетически мощный ритуал рождения хлеба — часть проекта, который возник в городе Полевской Свердловской области год назад. Тогда в уральский город с 299–летней историей приехали побратимы–киприоты. Общий язык с уральцами они нашли сразу, а когда познакомились с владельцем местной пекарни Михаилом Тороповым, решили обменяться своими лучшими рецептами. Выяснилось, что уникальные идеи выпечки хлеба есть и у других побратимов Полевского — например, у белорусского Полоцка. А этим летом приехавшие на 300–летие Полевского гости из разных стран испекли первую «международную» булку (по кипрской рецептуре).

По словам соавтора проекта — советника главы администрации Полевского Эльмиры Самохиной, «Хлеб жизни» — это рассказ о жизни людей в разных странах через традиции хлебопечения.

АВТОР ФОТО: ЕВГЕНИЯ СМОЛЯНСКАЯ
— Конечно, мы понимаем, что не всегда получится собраться всем вместе и опробовать очередной рецепт. Например, белоруса Виктора Жукова, чей рецепт привезли представители делегации из Полоцка, на встрече не было. Но рассказать о нем, а главное, показать традиции его семьи и страны, в наших силах.

Сейчас собираем лучшие рецепты и фотографии хлебопеков, а также «фотопортреты» хлеба. Готовим выставку в Полевском, возможно, затем она появится и в электронном формате, будет доступна всем желающим, — рассказала Эльмира Самохина.

Сейчас в активах проекта уже три «хлебные истории» — с Кипра, из Беларуси и России. Полочане подробно рассказали о своем земляке, художнике Викторе Жукове. Он живет в деревне Новые Горяны под Полоцком и уже много лет ставит на обеденный стол только домашний хлеб. В отличие от киприотов, которые признают исключительно белый пшеничный хлеб, Виктор уверен (и в этом с ним уральцы солидарны), что лучше всего — ржаной, из так называемой обойной муки.

— Это мука самого крупного помола, с зерновой оболочкой, — объяснил белорусский хлебопек корреспонденту «СОЮЗа» по телефону. — Раньше цельнозерновой хлеб, как и цельные злаки из яровых, называли общеславянским словом «жито». Помните поговорку «Помирать собрался, а жито сей»? Такой хлеб — черный, грубый — еще моя бабушка выпекала. Ее уже нет, а я, получается, продолжаю ее дело. Пеку для мамы и брата, угощаю соседей. Не всем поначалу нравится — привыкли к магазинному, а он с большой добавкой белой муки, сильно соленый. А ведь белорусы раньше не добавляли соль в хлеб — она была очень дорогой. Зато кидали в опару пророщенное зерно.

Удивительный вкус, а какая польза! Я еще кладу ложечку меда. У меня много разных рецептов: например, на пиве или с чесноком. И с пшеничной мукой экспериментировал — неплохой получается «Стародубский» хлеб — заварной, на закваске. Знаете, любой хлеб — это волшебство, он как живой, чувствует, когда к нему прикасаешься. А когда вымешиваешь тесто, меняется не только хлеб, но и ты сам.

Виктор — художник–пейзажист. «Главное действующее лицо» его картин — белорусская природа, о которой он говорит так же увлеченно и со знанием дела, как и о хлебе (что неудивительно, одно время он работал лесником). Он не только художник, но и скульптор, вырезает по дереву, вдобавок увлекается фотографией, кино и книгами, прекрасно знает языки — не только белорусский и русский, но и польский, английский.

Спрашивается, к чему эти «хлебные хлопоты»? Некоторые говорят Жукову о «немужском» занятии и зря потраченном времени.

Но те, кто хоть раз присутствовал при неспешном и полном глубокого смысла процессе рождения «хлеба насущного», меняют свое мнение. И подобно другу Виктора, купившему в соседней деревне дом с печкой, приглашают в гости — «протестировать» очаг и «освятить» жилье настоящим хлебным запахом.

Татьяна Казанцева

pan@rg–ural.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter