В Национальном центре современных искусств проходит международная выставка гравюры, где участвуют восемь стран

Замечаешь то, мимо чего проходят все

Примерно 80 посетителей, а на отдельные выставки и по 400 человек в день собирается в Национальном центре современных искусств в Минске. Заместитель директора по творческой работе музея Олеся Иноземцева акцентирует: в концепции развития на ближайшие пять лет усиление работы с регионами, а также демонстрация своих мастеров на мировой арене. Беларусь как выезжает за рубеж с экспозициями, так и приглашает к себе. Допустим, 16 июня в нашей столице открывается международный фестиваль «Текстильный букет», который проходит третий год и показывает текстильное искусство в широком его разнообразии: от народных традиций до современности, включая пэчворк, ткачество и маляванки. В прошлые годы на фестиваль было заявлено шесть стран, в том числе Канада, Кипр и Латвия.

Сотрудница музея Кристина ГУДЕЛЬ готовит зал к выставке.

– И еще одно ключевое направление, выбранное для развития, — поддержка молодых художников. У нас проходит персональная выставка победителя Национальной премии Федора Шурмелева, вскоре на «Текстильном букете» представим проект, который вместе со студентами задумала преподаватель кафедры академии искусств Христина Высоцкая, лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, — акцентирует Олеся Иноземцева.

— Музей открылся в 1997-м, а пять лет назад объединился с мастерскими Михаила Савицкого и стал национальным центром, — вводит в курс дела главный хранитель фондов Наталья Балашова. — Помимо экспозиций представляем театрализации, кинопоказы, перформансы, мастер-классы, проводим лекции, тесно сотрудничаем со школами, ведь любовь к искусству надо прививать с раннего возраста. Открытки в стиле поп-арт, картины из шерсти — целый день можно провести на детской биеннале, собравшей интересные проекты и педагогические практики. Полюбилась и стала традиционной на каникулах выставка кукол ручной работы.

Главный хранитель фондов Наталья БАЛАШОВА оригинально вписалась в картину Юрия Пискуна «Утро в городе праздника».

Для взрослых — международная выставка гравюры, получившая большое признание среди экспертов и собравшая участников из восьми стран: Виктор Савченко и Юрий Яковенко из Беларуси, Константин Калинович из Украины, Юлиан Йорданов из Болгарии, Юрий Ноздрин из России, Мариус Люгайла из Литвы, Елена Антимонова из Латвии, Владислав Станишевский и Лембит Лыхмус из Эстонии и другие. Это сложный вид искусства, на любителя. Сотрудник музея Сергей Баленок на выставке «Гравюра без границ» представил четыре работы:

— На изготовление печатной формы уходит три-четыре дня, изображение рисуется иглой по цинку, затем травится кислотой. Окружающая среда для изобразительного искусства особого разгона не дает, черпаю сюжеты из глубины фантазии. Любые эмоции воспринимаются через предметность. Например, любовь. Любим кого-то или что-то, поэтому все равно «виноват» предмет.

Сергей Баленок в музее служит 10 лет. Говорит, художник — не профессия, а состояние души. Работы у него с удивительными названиями: «Вчерашнее дерево», «Полстакана света», «Остатки карнавала», а сюжеты еще более неожиданные. Вот, скажем, на дереве висит рыба. Или золотая рыбка выплывает на волю сквозь стекло. Как подметил режиссер Андрей Тарковский, одна из основных черт настоящего художника — наблюдательность.

Художник Сергей БАЛЕНОК замечает во всем детали.

— Все проходят мимо, а ты замечаешь: цветы вокруг красные, один желтый. Потом в голове выстраивается сюжет. Например, на желтый цветок сядет черная ворона, а небо станет красным. Почему рыба висит на «Вчерашнем дереве»? Возможно, это воспоминание из детства: когда отдыхал под Одессой, там в рыбсовхозах вялилась рыба на деревьях. Или из сосуда выбирается на свободу золотая рыбка, а ее поджидает кошечка — наша суровая реальность. Это творчество, а есть натурализм, когда срисовываешь натуру, — подмечает Сергей Баленок, у которого свыше 450 оригинальных композиций, прошедших апробацию на выставках и получивших лестные отзывы.

В Национальном центре современных искусств 5455 единиц в фонде: коллекции графики, живописи, фотографий, плакатов, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Среди самых именитых белорусских авторов — Леонид Щемелев, Виктор Громыко, Виталий Цвирко, Георгий Поплавский и его семья, Александр Кищенко, Сергей Кирющенко, Анатолий Кузнецов… В фондах много подарочных работ, на национальных выставках фондово-закупочная комиссия решает, что приобрести. Графика в среднем стоит 30—50 евро. Абстракции, как правило, дешевле, а портреты и исторические сюжеты цену держат.

— Каждую картину, перед тем как отправить на постоянное хранение, подробно описываем, чтобы при любом форс-мажоре осталась у нас. Размеры, год создания, внешний вид, что изображено на лицевой и обратной стороне. Присваиваем номер, — просвещает Наталья Балашова, которая 20 лет работает в музее.

Любовь ДУДАРЕВИЧ (слева) нашла свое призвание в НЦСИ.


Всего 45 сотрудников, среди которых и художники. К примеру, директор Сергей Криштапович — основатель и руководитель Международного общественного объединения художников и искусствоведов. Живописец Руслан Сергеев балует посетителей мастер-классами, хотя коронавирусная эпоха внесла коррективы в привычную жизнь, разбавив ее онлайн-форматами. Между тем реальные показы не заменишь, именно поэтому экспозиции Национального центра современных искусств ждут в глубинке. Налажено сотрудничество с Барановичским, Оршанским, Заславским, Молодечненским районными крае­ведческими музеями, Гомельским и Могилевским областными. Среди излюб­ленных коллекций в том числе работы лауреатов Национальной премии по декоративно-прикладному искусству Аллы Непочелович, по живописи — Елены Шлегель, молодого графика Федора Шурмелева.

— В прошлом году состоялась итальянская выставка, а недавно экспонировался российский художник Антон Кетов, который оставил нам несколько своих картин в подарок. Белорусские работы выставляются в Китае, Франции, регулярно в деловом центре в Москве. Специфика современного музея такова, что реалистичных сюжетов меньше, чем абстракций, — объясняет Наталья Балашова.

Музей старается сам зарабатывать, и не только на билетах. К примеру, на сувенирной продукции. Однако доля государственной поддержки в разы больше. Дотации в культурной сфере — мировая практика. Это касается даже самых крупных музеев, таких как Лувр или Эрмитаж. Вложения зависят от количества выставочных проектов, культурно-массовых праздников. Всегда с пониманием и уважением Национальный центр современных искусств относится к льготным категориям людей, приглашая их к себе бесплатно. А также в безвозмездный список входят дети до шести лет. Экспозиции меняются примерно каждые три недели, так что добро пожаловать!

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter