Залог выживаемости

Что сулит Беларуси и Украине кооперация в нефтегазовой сфере?

Что сулит Беларуси и Украине кооперация в нефтегазовой сфере?

В апреле этого года на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко со своим украинским коллегой Виктором Януковичем среди стратегических сфер взаимодействия было определено комплексное развитие нефтетранспортного коридора, проходящего по территории двух государств. Сюда входят транзитные магистрали, позволяющие поставлять нефть по территории Украины к белорусским нефтеперерабатывающим заводам. Проект по прокачке нефти через Украину в Беларусь обе стороны считают целесообразным и взаимовыгодным. В то же время по поводу этого сотрудничества звучит и немало скепсиса: дескать, проект задуман не от хорошей жизни и считать его долгосрочным нельзя… Как же обстоят дела на самом деле? На этот и другие вопросы корреспондента «Р» ответил активный участник проектирования и строительства нефтепровода Одесса—Броды, отец-основатель и экс-президент ОАО «Укртранснафта», в прошлом советник по энергетике госсекретаря и министра топлива и энергетики Украины, а ныне президент Киевского международного энергетического клуба Александр ТОДИЙЧУК (на снимке).

— Александр Сергеевич, ваше мнение: может ли быть удачным белорусско-украинский проект трубопроводной транспортировки через Украину венесуэльской (а в перспективе, возможно, и любой другой) нефти в нашу страну?

— Этот проект принесет пользу всем его участникам. Беларусь, к примеру, получит более дешевый трубопроводный маршрут, чем действующий сегодня железнодорожный, и мощность грузопотока можно развивать, что послужит, как минимум, гарантией загрузки белорусских НПЗ. Это выгодно и для моей страны — Украины. Если новый грузопоток и не принесет больших заработков на первом этапе, то, как минимум, поможет сохранить отрасль. А это уже немало в нынешних украинских условиях. Украинская нефтяная трубопроводная система загружена сегодня лишь на 20 процентов от входной мощности. Загрузка с каждым годом падает. Сейчас Россия завершает строительство БТС-2, что заберет у украинской и белорусской «Дружб» еще несколько десятков миллионов тонн нефти. Никаких компенсаций россияне не предусматривают. Поэтому наш совместный проект по перекачке нефти можно назвать компенсационным, он позволяет хоть как-то загрузить нефтепроводные системы и нефтеперерабатывающие заводы. Я с уверенностью могу сказать, что Украина потенциально заинтересована в таком сотрудничестве. Еще о Беларуси: поставки нефти в вашу страну из Венесуэлы — это выгодно как с экономической, так и с геополитической точки зрения. При всей горячей (временами не очень) дружбе с Россией нельзя попадать в стопроцентную от нее зависимость. Для излишне могущественного друга, как правило, такое положение дел становится соблазном и мотивацией к недружественным шагам. Беларусь — суверенная страна, имеющая свои национальные интересы, и, по логике, всегда их будет защищать, а не виться веревочкой в руках соседа. Если в жизни появляется возможность уйти от тотальной зависимости, почему этим не воспользоваться?

Четыре ранее выполненных бизнес-плана показали, что известный нефтепровод Одесса—Броды, по которому пойдет нефть на ваши заводы, жизнеспособный и конкурентоспособный, сегодня достаточно лишь политической воли для того, чтобы он приносил пользу всем участникам проекта.

Сегодня белорусы и украинцы продемонстрируют миру, и в первую очередь России, строящей вокруг наших стран обходные маршруты, что система транспортировки нефти из Венесуэлы в Беларусь работает. К чему это может привести? Думаю, в ближайшей перспективе мы с вами можем получить новые интересные предложения по поставкам нефти из других стран.

— Наши страны уже проверили на себе: если нет альтернатив и страховочных балансов, жди давления извне. В чем бы мы могли усилить кооперацию, чтобы еще более обезопасить себя в энергетической сфере?

— Все европейские страны после многочисленных срывов поставок газа и нефти из России строят интерконнекторы — трубопроводы, которые связывают между собой национальные трубопроводные системы, новые стратегические хранилища нефти и газа, морские терминалы по приему углеводородов, чтобы в случае каких-то новых потрясений соседи в ЕС могли помочь друг другу.

Польша уже построила два газовых интерконнектора с Чехией и Германией. С сентября идут работы по строительству на Балтике терминала по приему сжиженного газа, начал разрабатываться проект по строительству газопровода Польша—Прибалтика. К слову, лишь факта исследований по этому газопроводу было достаточно, чтобы Россия начала говорить с Прибалтикой о более удобных для них условиях поставок российского газа…

Сегодня Россия много потеряла в цене и объеме на рынке газа и старается быть более прагматичной, гибкой, уже нет того напора и агрессивности, какие мы наблюдали до кризиса.

В целях укрепления своих позиций в отношениях с более сильным соседом Беларусь и Украина могли бы рассмотреть план строительства собственных интерконнекторов, а также других интеграционных проектов.

К слову, ваш Мозырский НПЗ может обеспечить нефтепродуктами весь север Украины. Мы заинтересованы в них, потому что Беларусь предлагает хорошее соотношение цены и качества. Многие нефтепродукты отвечают мировым стандартам, в то время как рынок моторных топлив Украины захламлен всякого рода фальсификатом и низкокачественной продукцией собственного производства и завозимой из ближнего зарубежья.

Мы также можем создать совместный проект реализации поставок газа в наши страны из альтернативных источников. Это возможно. На уровне наших народов, между обычными людьми существует чрезвычайная симпатия, которая будет способствовать всесторонней кооперации. Но пока некоторые политические силы не дают этим симпатиям материализоваться в успешные стратегии и проекты. Думаю, что нас целенаправленно разводят…

Многие украинские олигархи и политики выросли вместе с российскими партнерами по бизнесу и часто в конфликте с законом. У многих из них бизнес зависит от рынка России и т.д., поэтому россияне находят пути воздействия на украинских олигархов, что в итоге приносит проблемы для нашей страны в целом.

Вызывает сожаление и то, что за последние десятилетия Запад не вложил в Украину серьезных инвестиций, что могло бы частично сбалансировать влияние извне, поэтому им у нас, по большому счету, нечего защищать.

В свою очередь Россия не сильно скрывает свои интересы: получить контроль над активами и инфраструктурой постсоветского пространства, при том, что на территории самой РФ инфраструктура и многие предприятия сегодня в упадочном состоянии... Считаю, что мудрая политика наших стран, направленная на рост самодостаточности, улучшила бы наши отношения с Россией на принципах реального равноправия.

— Вашему энергетическому клубу уже три года. Его члены — профессионалы из разных стран: Азербайджана, Германии, Великобритании, США, Украины и других. Какие идеи, рекомендации в сфере энергетики вы даете обществу и своим правительствам?

— Кстати, мы бы хотели видеть и представителей Беларуси в наших рядах… Что касается рекомендаций — они очень прагматичны. Использовать то лучшее, что создано человечеством. Объединяться для совместного эффективного и рационального использования мировых запасов энергии, беречь природу, активнее использовать альтернативные виды энергии, в первую очередь возобновляемые.

Если говорить о двух наших странах, главная рекомендация на сегодня — диверсифицировать источники и маршруты поставки энергоресурсов.

Для того чтобы не мотивировать соседей на недружественные действия, надо стремительно уходить от монопольной зависимости.

Очень перспективно выглядит и совместное строительство АЭС. Мы с вами тяжелее других пережили страшную чернобыльскую трагедию в 1986 году (я тоже был ликвидатором на ЧАЭС и хорошо знаю о последствиях той катастрофы), но на ближайший переходный период человечество не придумало более эффективной альтернативы. Поэтому сегодня, с учетом новых технологий, грамотно и взвешенно надо развивать атомную энергетику. Без этого в среднесрочной перспективе трудно будет выжить, ведь запасы углеводородного сырья на планете истощаются стремительно. Надо повышать культуру энергопотребления, учить этому управленцев, бизнес и бытовых потребителей. Установить нормы потребления и потерь энергии. И в этом залог нашей выживаемости в условиях все более агрессивной внешней среды.

Фото: Татьяна ВЛАДИМИРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter