“Залатыя замкi адмыкалiся, царскiя вароты адкрывалiся”

Цикл обрядовых действий, связанных с родами

“Госпадзi Божанька, Матачка Насвенчая,
прасвятая Багародзiца, прыхiнiцеся, прыступiцеся.
Сiнiя жылачкi, расчапiцеся, жоўтыя костачкi расхiнiцеся,
Душачкi — разлучыцеся.
Калi галубок — няхай вылятае,
калi галубка — няхай скоранька выплывае”
(Из заговоров на легкие роды)
Человек приходит в этот мир через боль и физические страдания матери, оглашая свое появление криком. Почему ребенок плачет, что его тревожит? Очевидно, яркий свет, боль, перепад температур, выход из того комфортного состояния, в котором он пребывал длительное время, и т. п. А если ребенок появился на свет и молчит — опять тревога, но теперь уже для матери. Так всегда было и так всегда будет.
Чтобы приглушить боль, чувство тревоги и волнения, связанные с появлением ребенка, и по возможности оградить его от козней злого Рока, люди совершали всевозможные ритуально-магические действия, молились и читали заговоры. С течением времени в народной среде сформировался огромный массив заклинающих или оберегающих текстов, а позднее и молитв, которые должны были максимально облегчить роды.
Молитва при родах:
“Владыко Господи Вседержителю, исцеляй всякий недуг и всяку язю Сам сию днесь родившую рабу Твою (имя) исцели и восстави ю от одра, на нем же лежит: зане по пророка Давида словесию в безакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию и сего младенца, егоже роди: покрый ю под кровом крилк Твоею, от днешняго дне даже до последняго ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь”.
Заговоры для благополучных родов:
“Госпаду Богу памалюся, Прачыстай Божай Мацi пакланюся. Прачыста Божа Мацi з прастола ўставала i рабе Божай (iмя парадзiхi) дзiцятка адмаўляла, сустаўчыкi адмыкала. Божа Мацi да цэркаўкi шла, залатыя ключы несла, срэбныя замочкi адмыкала, царскiя вароты адчыняла. Вы, замочкi, адмыкайцеся, царскiя вароты, адчыняйцеся, рабе Божай (iмя парадзiхi) сустаўчыкi адчыняйце, маладзенец-маладзенька на гэты свет з’явiся. Гара, разайдзiся, камень, раскацiся, жалеза, растапiся, шкло, разбiся, вада, разлiся, дубок, развейся, маладзенец-маладзенька, на гэты свет з’явiся. Як хлопчык, то на конiку, як дзевачка, то на рыбiнцы”.

***
“Трижды перекрещусь, Богом благославлюсь. Царица небесная, я Тебе помолюсь. Возьми ключи золотые, отопри горы мясные, крови промывай, а мне, рабе (имя) на руки младенца давай. Во имя Отца и Сына м Святого Духа. Аминь”.

***
“Як у полi пры дарозе там стаiць царква. Туды iшла маць Прачыстая i нясла дванаццаць ключоў, адмыкала дванаццаць замкоў. Яна замочкi адмыкала, царскiя вароты адчыняла i з цела младзенца выпускала. Цi шчука, цi шчуканец, вылезь з цела скоранька, ручанец. Iшла прасвятая Багародзiца з калянай стралой i стралой выстралiла i па чыстаму полю урокi-прарокi размятала”.

***
“Доверяюсь Богородице, на ее руки.
Сними, Матушка, с меня муки.
Спаси, сохрани и оборони, в родах мне помоги.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.

***
Многочисленные обрядовые действия, предшествовавшие и сопровождавшие появление человека в этот мир, также формировались по принципу подобия. Чтобы поспособствовать протеканию родов (в мифологическом плане — выходу ребенка из мира лона матери в мир нашего бытия), нужно было максимально “открыть” окружающее пространство: во время родов, особенно трудных, старались развязать все узелки на одежде роженицы, распустить ей волосы, в доме следовало отпереть все замки, открыть все двери, окна. Иногда в случае тяжелых родов родственники роженицы шли в церковь и просили открыть царские врата и тем самым облегчить рождение ребенка. Именно о таких действиях и говорится в одном из текстов белорусских заговорах:
“Iшоў сам Гасподзь з небяса, згубiў залатыя ключы з-пад паяса. Мацер Божая iшла, залатыя ключы знайшла. Замкi, атапрыцеся, царскiя вароты, атварыцеся, паясы, развяжыцеся, раба Божая (iмя) з дзiцёнкам разлучыцеся”.
Современникам хочется еще и еще раз сказать о том огромном багаже знаний и опыта наших предков, которые не просто транслировали последующие поколения, ими пользовались, их неукоснительно выполняли, чтобы облегчить страдания роженицы и ускорить процесс появления ребенка. Так, следует знать, что после того, как вы отправили роженицу в роддом, старайтесь об этом никому не говорить, чтобы не наслать на нее лишние муки. Все те, кто об этом знает, будут переживать за нее и тем самым только продлят ее мучения. Итак, для облегчения родов в доме зажигают громничную свечу (свечу, взятую в храме 15 февраля на Громницы, или Сретенье). Перед родами роженица должна снять с себя все золотые украшения, но обязательно оставить нательный крест. Перед родами роженице было бы хорошо выучить несколько небольших заговоров, которые следует шептать между схватками:
“Божа мацi, прыйдзi мяне ратавацi, маё цела распрастацi, мае жылкi выпраўляцi”,
или так:
“Христос родился, и мы младенца ждем. Аминь”.
Существовало немало ритуальных действий и слов-оберегов, которые следовало совершить и прочитать сразу же после родов, чтобы у роженицы не было послеродовых осложнений. Например, такие: “Как печь по избе не ходит, не болит, так бы у меня в животе не болело, не ходило, болезнью не губило. Как святая Богородица после родов не болела, не страдала, так бы и я, раба (имя), не охала, не вздыхала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”,
или так:
“Груднiца-маладзiца, iдзi ў чыста поле ад рабы Божай (iмя). Як у чыстым полi ветру не шумець, не буваць, так у рабы Божай (iмя) груднiцы не буваць. Здую, сплюю рабы Божай (iмя) груднiцу. Амiн, амiн, амiн”.
чтобы потом с великим облегчением вздохнуть и сказать:
“Не загубила, а душу на свет пустила...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter