Как мастерица из Антополя делает народные дрогичинские промыслы достоянием мировой культуры
Видели ли вы хотя бы раз в жизни рукотворный вязаный арбуз или лыковые лапти времен парохода “Титаник”? А можете ли с ходу сказать, какие традиции белорусов известны во всем мире и чем удивляет наша страна ценителей аутентичного наследия? Между тем и подобные раритеты, и ответы на столь непростые вопросы имеются в древнем местечке Антополь на Дрогичинщине. Неспроста даже районный центр ремесел расположен именно в этом агрогородке, а его директор, народный мастер Галина Степанюк, недавно стала лауреатом премии “За духовное возрождение”. Журналисты “Народной газеты” отправились в Антополь, где обнаружили: за деятельностью этого центра стоит нечто гораздо большее, нежели сугубо просветительско-историческое возрождение.
Ткет ткач ткани
Невероятно, но тканьем поясов в Антополе поначалу занимались только мальчики. И демонстрировали при этом поразительный результат. Например, один из них как-то отступил от привычных узоров, украшавших пояса, и “разработал” собственный вариант орнамента.
— А спустя некоторое время у одного из местных жителей мы нашли фрагмент настоящего пояса, сохранившийся еще с девятнадцатого века, — говорит Галина Михайловна. — Взглянули на него, и стало даже не по себе: на нем явственно просматривался именно тот самый “нетипичный” орнамент, который предложил мой ученик! Похоже, где-то на генном уровне юноша пронес сквозь века историческую память.
Тот факт, что плетением дрогичинских поясов занимаются мальчишки, неизменно вызывает фурор на выставках и в Беларуси, и за ее пределами. Впрочем, сильный пол выступает не только создателем, но и ценителем национального исторического прошлого.
— В Минске наша выставка как-то раз совпала по времени с весенним байкерским слетом, — со смехом вспоминает Галина Степанюк. — Казалось бы, насколько разные мероприятия, да? Отнюдь: байкеры и их подруги тут же оценили наши пояса, скупили их, дополнили ими свои кожаные и металлические наряды и стали оттого еще более стильными.
Не менее важен еще один аспект. Не секрет, что увлеченность народными ремеслами, да еще и среди мальчиков, самым благоприятным образом сказывается на криминогенной обстановке в регионе. Когда молодые люди, в том числе из не вполне благополучных семей, предпочитают сомнительной “улице” настоящее творчество под руководством опытного и чуткого педагога, это дорогого стоит.
— Видели бы вы их глаза — особенно ребят, впервые в жизни изготовивших собственными руками ту или иную поделку, — директор центра сама заметно волнуется от воспоминаний. — Свою первую вещь они не оставляют у нас, несут домой. А вместо ожидаемых насмешек находят у своих уличных приятелей неподдельный интерес. Доходит до смешного: родители некоторых сорванцов первое время не могут поверить, что их дети трудятся в нашем центре ремесел: звонят, проверяют. И немало удивляются, обнаружив, что их чадо при деле. Сами же подростки зачастую уже к девяти утра тут как тут — при том, что занятия в кружках начинаются с одиннадцати. Ну что прикажете с ними делать?
Дрогичинский бренд
Более восьмидесяти детей школьного возраста, осваивающих искусство ткачества, соломоплетения, декоративной росписи по дереву, изготовление искусственных цветов и национальных сувениров — в прямом смысле живое и непосредственное подтверждение большой перспективности и гуманистичности работы лауреата специальной премии Президента. Кстати, об этой высокой награде и ее обладателе куда больше довелось услышать в Антопольском сельисполкоме, нежели из уст самого народного мастера Беларуси.
— Это не меня наградили премией — ею наградили весь белорусский народ, — в словах Галины Михайловны не слышится ни ноты патетики, только рассудительная задумчивость. — В нашей стране множество уникальных мастеров, достойных награды. Но раз уж Бог сделал из меня такой белорусский “куфар”, щедро наполнив его жаждой познания и постоянного совершенствования, буду стараться соответствовать этому предназначению и впредь.
А вот новая мода на лепку из соленого теста — вызывает у мастера негодование.
— Считаю, что просто недопустимо относиться к хлебу таким образом. Хлеб — это хлеб, слишком много труда, усилий, пота и слез в него вложено, чтобы превращать его в материал для лепки. И я учу детей отказываться от подобных предложений, от кого бы они ни исходили. Ведь возрождение исторического ремесла не исключает гражданственности, наоборот, оно дополняет ее.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА /НГ/
Дрогичинский район