Закулисье Антопольского центра

Как мастерица из Антополя делает народные дрогичинские промыслы достоянием мировой культуры

Как мастерица из Антополя делает народные дрогичинские промыслы достоянием мировой культуры

Видели ли вы хотя бы раз в жизни рукотворный вязаный арбуз или лыковые лапти времен парохода “Титаник”? А можете ли с ходу сказать, какие традиции белорусов известны во всем мире и чем удивляет наша страна ценителей аутентичного наследия? Между тем и подобные раритеты, и ответы на столь непростые вопросы имеются в древнем местечке Антополь на Дрогичинщине. Неспроста даже районный центр ремесел расположен именно в этом агрогородке, а его директор, народный мастер Галина Степанюк, недавно стала лауреатом премии “За духовное возрождение”. Журналисты “Народной газеты” отправились в Антополь, где обнаружили: за деятельностью этого центра стоит нечто гораздо большее, нежели сугубо просветительско-историческое возрождение.

Ткет ткач ткани

Невероятно, но тканьем поясов в Антополе поначалу занимались только мальчики. И демонстрировали при этом поразительный результат. Например, один из них как-то отступил от привычных узоров, украшавших пояса, и “разработал” собственный вариант орнамента.

— А спустя некоторое время у одного из местных жителей мы нашли фрагмент настоящего пояса, сохранившийся еще с девятнадцатого века, — говорит Галина Михайловна. — Взглянули на него, и стало даже не по себе: на нем явственно просматривался именно тот самый “нетипичный” орнамент, который предложил мой ученик! Похоже, где-то на генном уровне юноша пронес сквозь века историческую память.

Тот факт, что плетением дрогичинских поясов занимаются мальчишки, неизменно вызывает фурор на выставках и в Беларуси, и за ее пределами. Впрочем, сильный пол выступает не только создателем, но и ценителем национального исторического прошлого.

— В Минске наша выставка как-то раз совпала по времени с весенним байкерским слетом, — со смехом вспоминает Галина Степанюк. — Казалось бы, насколько разные мероприятия, да? Отнюдь: байкеры и их подруги тут же оценили наши пояса, скупили их, дополнили ими свои кожаные и металлические наряды и стали оттого еще более стильными.

Не менее важен еще один аспект. Не секрет, что увлеченность народными ремеслами, да еще и среди мальчиков, самым благоприятным образом сказывается на криминогенной обстановке в регионе. Когда молодые люди, в том числе из не вполне благополучных семей, предпочитают сомнительной “улице” настоящее творчество под руководством опытного и чуткого педагога, это дорогого стоит.

— Видели бы вы их глаза — особенно ребят, впервые в жизни изготовивших собственными руками ту или иную поделку, — директор центра сама заметно волнуется от воспоминаний. — Свою первую вещь они не оставляют у нас, несут домой. А вместо ожидаемых насмешек находят у своих уличных приятелей неподдельный интерес. Доходит до смешного: родители некоторых сорванцов первое время не могут поверить, что их дети трудятся в нашем центре ремесел: звонят, проверяют. И немало удивляются, обнаружив, что их чадо при деле. Сами же подростки зачастую уже к девяти утра тут как тут — при том, что занятия в кружках начинаются с одиннадцати. Ну что прикажете с ними делать?

Дрогичинский бренд

Более восьмидесяти детей школьного возраста, осваивающих искусство ткачества, соломоплетения, декоративной росписи по дереву, изготовление искусственных цветов и национальных сувениров — в прямом смысле живое и непосредственное подтверждение большой перспективности и гуманистичности работы лауреата специальной премии Президента. Кстати, об этой высокой награде и ее обладателе куда больше довелось услышать в Антопольском сельисполкоме, нежели из уст самого народного мастера Беларуси.

— Это не меня наградили премией — ею наградили весь белорусский народ, — в словах Галины Михайловны не слышится ни ноты патетики, только рассудительная задумчивость. — В нашей стране множество уникальных мастеров, достойных награды. Но раз уж Бог сделал из меня такой белорусский “куфар”, щедро наполнив его жаждой познания и постоянного совершенствования, буду стараться соответствовать этому предназначению и впредь.

А вот новая мода на лепку из соленого теста — вызывает у мастера негодование.

— Считаю, что просто недопустимо относиться к хлебу таким образом. Хлеб — это хлеб, слишком много труда, усилий, пота и слез в него вложено, чтобы превращать его в материал для лепки. И я учу детей отказываться от подобных предложений, от кого бы они ни исходили. Ведь возрождение исторического ремесла не исключает гражданственности, наоборот, оно дополняет ее.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА /НГ/

Дрогичинский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter