Пожарная ситуация остается под контролем

Закрытый огонь

Запрет на посещение лесов введен во многих регионах страны. Сушь такая, что достаточно искры и все заполыхает. Корреспондент “НГ” отправилась в рейд с сотрудниками Гомельского опытного лесхоза и своими глазами увидела, что такое лесной пожар.

Пожарная машина на месте возгорания была уже через несколько минут.

Штрафной удар

Наш “экипаж” отчаливает от Гомельского опытного лесхоза с утра. Пока в лесах 4-й и 5-й классы опасности, присмотр за угодьями ведется на протяжении всего светового дня. Сегодня в дополнение к основным силам организован спецрейд — с участием МЧС. Цель — объехать максимальную территорию и проследить, чтобы под сень сосен и берез не забралась ни одна живая душа. Удивляюсь: информации о том, что сейчас действует запрет на посещение, предостаточно, опасность вроде понятна, неужели нарушителей так много. Инженер охраны леса Адам Дрозд открывает последнюю статистику:

— Запрет на территории Гомельского лесхоза введен еще 7 мая. За это время за нарушение правил пожарной безопасности составлено 12 протоколов, 6 эпизодов еще в стадии разработки. 

Территория Гомельского опытного лесхоза внушительная — более 113 тысяч гектаров. Не могу не засомневаться:

— Чтобы все это объехать даже всем личным составом, дня не хватит...

— Самые популярные места для отдыха мы знаем, внимание в первую очередь к ним. Очень выручают фотоловушки. С начала запрета на снимки попали двое нарушителей. 

— Даже если на фото видно лицо, как опознать человека?

— В одном случае нарушитель был на машине, зафиксировали номерные знаки и дали запрос в ГАИ. А во втором — подворовый обход. То есть лицо на снимке есть, рядом населенный пункт — и начинаем ходить по людям, спрашивать. Опознали. Наказали.

Радиомузыка в машине сменяется прогнозом погоды. Для лесного хозяйства информация неутешительная: жара пока сохраняется, осадков не предвидится. 

— Пороховая бочка! — бросает главный лесничий Александр Демидко. 

Запрет введен не для красного словца. Сейчас брошенная горящая спичка или незатушенный окурок опасны как никогда. Под ногами совершенно сухая подстилка, кое-где — порубочные остатки, потому что сжигать их пока нельзя. Да, в этом году был большой разлив рек, шли дожди. Но для леса пользы почти никакой: вся влага собиралась в низинах. Впрочем, и осадки были не слишком значительными.

— То есть стоит человеку на метр в лес углубиться — и штраф?

— Все зависит от каждого конкретного случая, с людьми же по-человечески нужно... Если бабушка за земляникой пошла, то проведем профилактическую работу. Объясним про запрет, ограничимся предупреждением. 

А вот если человек с сигаретой и ведет себя неадекватно, с него спрос жестче.

Жестче — значит наказание рублем. Штраф для физических лиц — до 25 базовых величин, для юридических и ИП — до 50. 

Курильщика успели остановить на самом краю леса.

Я же просто гуляю

Первая остановка — Макеевское опытное лесничество. Его территория начинается возле самого областного центра: через дорогу от молодежного жилого комплекса “Солнечный”. Для посиделок на природе — самое оно! Вышел из дому или доехал до конечной — и в лес.

— Все эти леса вокруг, — показывает территорию помощник лесничего Александр Скидан, — оккупируют отдыхающие. 

По вечерам в хорошую погоду повсюду костры. Отправляемся в пеший дозор.

— Сейчас особо в лесу делать нечего, грибов нет, ягоды от жары осыпались. Только мошки и комары.

По проселочной дороге проезжает машина, но специалисты быстро пресекают мой охотничий азарт: здесь подъезд к жилым домам, поставить шлагбаум невозможно. Главное, проследить, чтобы из окошка машины бычки не выбрасывали. 

Потенциально опасные участки — и территория вокруг садоводческих товариществ, коих в Гомельском районе хоть отбавляй. Снова садимся в машину и возле деревни Цыкуны сворачиваем налево. Вскоре появляются заборы СТ “Строитель”, из-за которых вразвалочку выходит лысоватый мужчина лет сорока с сигаретой и уверенно сворачивает на лесную тропинку. Он увлечен телефонным разговором и на остановившийся рядом автомобиль внимания не обращает. Будущего нарушителя удается затормозить буквально на окраине леса.

— Куда направляетесь?

Дачник, представившийся Сергеем, не сразу понимает, чего от него хотят люди в форме.

— Да просто гуляю. А что?

— Для вас эта прогулка может обернуться штрафом, — сурово сообщает Адам Дрозд.

— Сейчас введен запрет на посещение лесов, вспыхнуть может от малейшей искры, а вы с сигаретой, — поясняет инспектор надзора и пропаганды Гомельского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Сергей Ярмош.

Его тезка озирается, не зная, куда деть окурок.

— Я же не знал. А когда запрет снимут?

— Зависит от небесной канцелярии, — пожимают плечами защитники леса.

Такая картина — результат человеческой беспечности.

Черная земля

На телефон главному лесничему поступает срочный звонок: в районе деревни Михальки поднимается дым. Возгорание попало на видеокамеру, расположенную на вышке в Долголесье, центре лесничества. В течение 10 минут там уже была пожарная машина и оперативно приехали сотрудники. Рация в машине не умолкает, обстановку докладывают ежеминутно. Белый столб дыма возле Михальков виден издалека. Огонь возник на делянке, где проводили рубку. Основная часть леса уже давно вывезена, но, видно, любопытствующие и падкие на халяву персоны бродили тут, присматриваясь, чем же можно поживиться. Что стало причиной, спичка или окурок, сказать сложно, но возгорание началось из центра площадки. 

К нашему прибытию основные работы уже выполнены. Трактор лесничества оперативно опахал место возгорания, чтобы не дать огню распространиться, и уже успел пойти на второй круг — чтобы, так сказать, закрепить успех. Заканчивала работу пожарная машина, а по всей выгоревшей территории сновали лесники с противопожарными ранцами за плечами. В такой ранец помещается 20 литров воды или любой другой смеси для тушения, с помощью насоса можно залить мелкие возгорания. Таких приспособлений по десятку в каждом лесничестве, а также все необходимое для чрезвычайных ситуаций: мотопомпы, лопаты, бочки с водой, рукава...

Один из мелких очажков тушат прямо передо мной. Лесники сосредоточенны, но спокойны: площадь поражения небольшая, заметили вовремя, отреагировали мгновенно. Но для моего непривычного восприятия картина больше напоминает постапокалиптический пейзаж. Черные веточки на фоне голубого, полностью без облаков, неба, почерневшая земля, даже через кроссовки пугающе горячая, и будто сочащийся из-под почвы густой дым, которым заволокло все вокруг. 

— Вот решил нам кто-то “помочь” и убрать порубочные остатки, — шутят лесники. — Все равно пришлось бы их сжигать.

— Так контролируемо же пришлось бы, — робко я напоминаю об очевидном.

— Так мы в итоге и проконтролировали, — вздыхают мои собеседники.

За невеселыми шутками у каждого работника лесничества размышления о другом сценарии развития событий.

— Ветер был бы посильнее, и огонь рванул бы вон на те деревья. А деревня в двух шагах...

Работники Долголесского лесничества на пепелище еще надолго. Нужно убедиться, что потушен каждый сантиметр. Двое лесников здесь вообще останутся на ночь. 

Откуда дровишки?

Оставшуюся часть района объезжаем преимущественно в полном молчании. Напряжение почти физически ощутимо. Я прекрасно понимаю моих спутников: работа выполнена хорошо, но прибегать к чрезвычайным мерам пришлось из-за человеческой глупости. Казалось, попадись сейчас на лесной полянке любитель шашлыков, даже я объясню ему его неправоту максимально эмоционально и образно. 

Мы успели расслабиться и похвалить сидящих по домам жителей района, когда в лесу за деревней Грабовка заметили движение. Наш автомобиль резко тормозит у показавшегося из леса мотоблока с прицепом, для антуража не хватило скрипа и полицейского разворота. Увидев людей в форме, сопровождавший груз пенсионер ускорил шаг, да и мотоблок с пареньком за рулем двинулся дальше. Маневр быстро пресекли. Но волновало нарушителя прежде всего содержимое прицепа — подобранная на рубках древесина.

— Я же только мелкое, что на дороге, собирал! — тут же принялся оправдываться житель Грабовки Александр Федорович. — Я ж в лесу всю жизнь проработал, знаю.

— Так к этому претензий нет. А вот что же вы, “коллега”, во время действия запрета это делаете, — возмутился Александр Демидко. — А тем более таким “тракторцом”. Искры не летят из него?

— Виноват, признаю! — согласно кивнул нарушитель и заработал предупреждение. 

— Погодите с прогулками, дайте дождям пройти, — устало просят мои спутники.

Под вечер машина возвращается в лесхоз. “Улов” вроде бы и небольшой, а на деле может оказаться, что каждая профилактическая беседа — это предотвращенная трагедия. 

ГОРЯЧИЙ СЕЗОН

Анастасия Докучаева, пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства:

— Сложная пожароопасная обстановка в наших лесах сложилась еще в конце апреля — начале мая. Быстрому распространению огня способствуют жара, длительное отсутствие осадков и порывистый ветер. Как результат — с начала года в лесном фонде Беларуси произошло около 300 лесных пожаров. А ведь лето еще впереди! 

При этом статистика показывает, что в 9 из 10 случаев причиной возникновения лесного пожара так или иначе является человек. Брошенный окурок, разведенный костер или умышленный поджог — разницы нет, что стало первоисточником. При такой аномально жаркой погоде, которую все мы наблюдаем последние два месяца, лес может загореться от малейшей искры.

Неудивительно, что в данной ситуации в большинстве регионов страны решениями местных исполнительных и распорядительных органов были введены запреты на посещение лесов. Данная мера подразумевает полный отказ от посещения лесов гражданами (в том числе для прогулок, отдыха на природе и т. д.), а также въезд транспорта, за исключением служебного. Важно понимать, что главная цель такого запрета — обеспечение безопасности человека, сохранение его имущества и, конечно же, нашего общего леса.

Понятно, что реакция общества на введение данных запретов неоднозначна. Тем более что уже наступил дачный сезон и прогулка по лесу является его неизменным атрибутом. И все же хотелось бы попросить граждан соблюдать правила поведения в лесу, ведь если не делать этого сегодня, то завтра может случиться так, что гулять будет просто негде.

Кстати, хочется отметить, что уровень сознательности наших граждан все же растет. Большую роль в этом играют средства массовой информации: после многочисленных публикаций в СМИ существенно выросло и количество звонков в лесохозяйственные учреждения, а также активность в группах Министерства лесного хозяйства в социальных сетях. Люди интересуются, как не нарушить запрет, как не навредить лесному фонду, как правильно отдыхать в свободное время. Многие белорусы с пониманием относятся к ситуации и стараются сделать все от них зависящее, чтобы не усугублять положение.

Всем гражданам мы советуем заходить на сайт Министерства лесного хозяйства — www.mlh.by — и в рубрике “Правила поведения в лесу” на интерактивной карте запретов и ограничений смотреть ситуацию по своим регионам. А еще мы опубликовали на нашем сайте топ-5 наиболее часто задаваемых вопросов по данной теме, где подробно разъяснили, как действует запрет, что делать с грибами, ягодами и проходами к дачным участкам, какое наказание ждет нарушителей. Буквально за сутки материал набрал несколько тысяч просмотров — и эта цифра с каждым днем растет. 

Отдельные слова благодарности хочется сказать тем гражданам, которые не только соблюдают правила, но и помогают работникам государственной лесной охраны. В этом году было уже несколько случаев, когда “поджигателей” помогали найти простые люди — те, кому не все равно, какое будущее ждет их родной лес. Хотя безусловное лидерство по числу выявленных нарушителей остается все же за камерами фото- и видеофиксации, которые за 5 месяцев “словили” более 200 нерадивых граждан.

valchenko@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter