Надо ли расставаться с легендами?

Закрыто. И забыто?

Легендарная «АБВГДейка» закрылась после 45 лет существования, последние 20 она выходила на «ТВ Центре». Официальная причина: окончание контракта, хотя создатели передачи ссылаются на финансовые трудности. Эта детская программа не раз закрывалась, но после возрождалась, как птица Феникс. Хватит ли у бессменного художественного руководителя Татьяны Черняевой (а для ребят — просто милейшей Татьяны Кирилловны) сил и упорства, чтобы опять начать сначала? Не факт. А значит, окончательно уходит время героев «АБВГДейки» и память о Сене и Сане, Ириске и Клепе, Левушкине и Собаке — друге человека… Это суровая закономерность или обидная ошибка? Можно ли так просто расставаться с легендами? И не только на ТВ? Способно ли броское новое заместить идею, которую рождали ярчайшие личности? Участники сегодняшнего спора вначале ударились в воспоминания, а потом скрестили клавиатуры в поисках однозначного ответа. Найдет ли его наш рефери?


Не говорите им «прощай»!

Грустно и больно, что закрываются проекты, на которых росло не одно поколение детей. Разве что «Спокойной ночи, малыши!» кое-как держится на российском канале «Культура», да, к счастью, наша «Калыханка» жива-здорова. А вот «Ералаш», похоже, уже на последнем издыхании. Тем временем давно почили в бозе и «В гостях у сказки», и цикл КОАПП, и проект «В стране литературных героев», и прекрасная развлекательная программа «Зов джунглей»…

«Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед» (Эдмунд Берк, публицист эпохи Просвещения). 

И разве нашим с тобой дочкам, Роман, сейчас объяснишь, как славно и весело было учить русский язык, математику, биологию и кучу других полезных вещей с помощью «Радионяни»? Для них учеба — труд, временами занудный, тогда как группа юмористов во главе с Аркадием Хайтом все подавала гениально, у младшеклассников глаз горел! Исчезло и такое понятие, как сборники мультфильмов: помнишь, может быть, как мы их в программе телепередач помечали красным карандашом и трепетно ждали всю неделю? Кануло в Лету даже нормальное детское кино типа «Приключений Петрова и Васечкина». Потому что все подмяли под себя мультипликационные блокбастеры и супергерои. Премьеры — каждую неделю! На них, Рома, и растут наши с тобой дети, а еще — на YouTube-роликах и стендапах. В лучшем случае — на ситкомах ТНТ и СТС. Добрую умную классику в них ни под каким соусом не засунуть!

Я считаю, великое это дело — преемственность. Нужно на лучшем старом строить еще лучшее новое. Касается ли это ТВ-программ или школьной учебной программы, городской архитектуры или кинематографа, кулинарных или медицинских достижений. Иначе мы получим поколение непуганых интернет-пользователей, которым за счастье жить в однотипных небоскребах и питаться чуждой организму едой. Как же резво все в 1990-е устремились за заграничными тошнотворно сладкими батончиками и пережаренной картошкой! Только теперь приходит понимание: а советское мороженое было самым натуральным и вкусным, как и колбаса, и соки — если они, конечно, имелись на прилавках… Лишь сейчас мы начали осознавать, насколько привольно жилось в Союзе без пластиковых пакетов и тары на каждом шагу. И мне просто противно слышать, как кто-то хает сегодня систему образования СССР (в какой-то период лучшую в мире!). Совсем память отшибло или еще ума не набрались? 

Культурные легенды на то и легенды, чтобы не попадать в утиль истории. В основе каждой лежит свежая идея, с которыми нынче, признай, большой напряг. Над каждой трудились талантливейшие высокообразованные люди, зачастую намного опережавшие время. Сколько любви к своему делу туда вложено! Это тебе не нечто скопипащенное, сплагиаченное или тупо повторенное, с чем сталкиваешься последнее время сплошь и рядом, а феномен. Если же мы такие уникальные нетривиальные вещи еще и сбережем, «оттюним», «апгрейдим», чуток модернизируем в соответствии с последними запросами, то они вообще не будут иметь цены. Удалось же удачно осовременить программу «Что? Где? Когда?» или минский центр в районе Немиги — Комсомольской — Верхнего города? Получилось дать вторую жизнь Маше и Медведю? Вышиванке? Да валенкам, наконец?

Не зря говорят: новое — хорошо забытое старое. Прошлое — неисчерпаемый источник для вдохновения. Это сегодня кажется — не формат, а послезавтра именно оно и «выстрелит»! Смотри, через две недели нас ожидает реинкарнация игры «Слабое звено», уже возвращена на телеэкраны не менее легендарная «Устами младенца». Так что совсем не удивлюсь, если «АБВГДейку» тоже реанимируют лет эдак через 10, ну, скажем, с клоунами «Цирка дю Солей». Хоть внукам нашим повезет. Только заколотить дом всегда проще, чем заново его обжить.

gabasova@sb.by

Отряхнем его прах с наших ног

Людмила, чтобы не называть тебя (как ты этого, между нами говоря, заслуживаешь) закоренелым ретроградом, назову ностальгирующим романтиком. Из породы тех, кому раньше трава была зеленее и небо голубее, а пегая сивка-бурка до сих пор милее, чем современный автомобиль. Все это сожаление о седых временах, точнее, их уходящих символах, объясняется просто: на самом деле ты тоскуешь по собственной молодости. Даже по детству, если говорить об «АБВГДейке». Может быть, просматривая сейчас пыльные архивы этой программы, ты пытаешься ощутить тот же восторг, который переживала в нежном возрасте. Но это не значит, что телепередача, заслуженно ушедшая на покой, должна быть признана неприкосновенной легендой. Музейным экспонатам место на полке под стеклом, а не в нашей стремительной жизни, которая постоянно требует новых подходов и форм.

«Чем больше человек будет становиться человеком, тем меньше он согласится на что-либо иное, кроме бесконечного и неистребимого движения к новому» (Пьер де Шарден, французский философ).

Легенды со временем превращаются в тлен, над которым трясутся лишь те, для кого они когда-то были живой интересной реальностью. Теперь же, превратившись в замшелые мифы, они справедливо отвергаются активным поколением: у молодежи новые, более высокие стандарты. И дело касается не только телевидения. Так во всем — от литературы до жилищного строительства, от музыки до транспорта, от кинематографа до кулинарии. Ты вряд ли принудишь нынешних молодых людей смотреть черно-белое кино, жить в бараке, слушать Шульженко и жевать репу лишь на том основании, что когда-то это все было очень дорого их дедам и прадедам. Сама посуди, кто по доброй воле станет глядеть эту «АБВГДейку» с ее архаичным реквизитом из ватных кубиков? Может быть, это было очень революционно и свежо по меркам 1974 года, когда родилась программа. Но сегодня она выглядит пусть умильно, но крайне жалко. Что толку с образовательной и воспитательной нагрузки передачи, если нет привлекательной формы, в которую давно следовало бы облечь столь полезное содержание? 

В своем спиче ты забыла упомянуть еще такие мегапроекты из советского прошлого, как «В мире животных» или «Клуб кинопутешественников». Тоже легенды! Первая программа 37 лет жила на первой кнопке советского, а потом российского телевидения. Но и ее время ушло — тихо упокоилась на детском канале «Карусель», да и Николай Дроздов не вечен — покинул роль ведущего в весьма почтенном возрасте. Это естественный процесс, Люда! Искусственно вдыхать жизнь в умирающие проекты, как ты предлагаешь, никто не будет. «Клуб кинопутешественников» вообще просуществовал 43 года, но никто не стал его реанимировать, когда бывшие советские люди смогли увидеть мир собственными, а не Юрия Сенкевича глазами. 

Взамен же ушедших программ мы получили целые телеканалы, гораздо зрелищней и масштабней. «Энимал Планет», например, для любителей животных и «Нэшнл Джиографик» для тех, кто боится летать самолетами. Я уверен, что и место «АБВГДейки» займет более динамичный и яркий проект, и гораздо раньше, чем ты предрекаешь. Интересно, что лет через 30 — 50 он тоже превратится в чью-то «легенду», о забвении которой станут сожалеть немолодые люди, пребывающие сегодня в статусе детворы. 

Заметь, всякий раз слышны стоны о том, что где-то сносится ветхое здание, являющееся свидетелем правления царя Гороха. Но эти стенания неизменно стихают, когда на месте аварийной развалюхи вырастают детский бассейн, уютный скверик или торговый центр, удовлетворяющий насущные нужды горожан. Так, к слову, будет и с минской баней № 1, чье старое здание без жалости сровняли с землей. Убежден, что станем с удовольствием посещать ее в обновленном виде, без трещин по кафелю и запаха плесени. Так что, как пелось в «Рабочей Марсельезе», прах всего старого, отжившего, пришедшего в упадок надо решительно отряхнуть с наших ног. Вместе с «АБВГДейкой». 

rud@sb.by

Брейк!

Знаете, Людмила, вы творите чудеса телепортации: с удовольствием побывал с вашей помощью в своем детстве, вспомнил вкуснейший пломбир и натуральный сок из трехлитровых банок, непревзойденную «Докторскую» и, конечно же, «АБВГДейку», «В гостях у сказки» и другие культовые передачи того времени, которые мы с нетерпением ждали каждую неделю у своих черно-белых телевизоров. Это было прекрасно, но… 

Я согласен с Романом: не стоит сравнивать две разные эпохи, полагаясь лишь на романтическую ностальгию, собственные ощущения и воспоминания. Вряд ли кто-то променяет современные возможности науки, техники, медицины, средств коммуникации и т.д. на жизнь в СССР с его вкусными колбасой и мороженым — слишком многое нас уже разделяет с советской эпохой. Чем дальше от нас уходит Советский Союз, тем лучше люди понимают, почему их одолевает порой ностальгия. Самым лучшим для них в те времена были их молодость, здоровье, ощущения, мечты и надежды, которые у современной молодежи вызывают лишь улыбку. Действительно, как, например, джинсы или цветной телевизор можно считать мечтой — пошел и купил в ближайшем магазине!

А лучший «медиаконтент» для детей и взрослых того времени никуда не пропал: сегодня он трансформируется в новые формы, которые принимает и любит современный зритель. Полностью согласен с Романом, но с одной оговоркой: полностью уничтожая старое и ненужное, опыт надо сохранять — он не имеет срока давности.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter