Законодательное совершенствование: Беларусь на пороге инновационной конфигурации общественных процессов

Законы совершенствования

Совершенствование законодательной сферы Беларуси продолжается на всех уровнях. Серию совещаний по обсуждению проектов нормативных правовых актов в развитие обновленной Конституции продолжает и Глава нашего государства. Ранее на уровне Президента уже обсуждались подходы к проекту закона о Всебелорусском народном собрании и изменения, касающиеся избирательного законодательства. На этой же неделе, во вторник, Александр Лукашенко собрал совещание по законопроектам, предусматривающим корректировку законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах». Ряд важных заявлений белорусского лидера, сделанных в ходе этого мероприятия, привлек внимание белорусских экспертов.

Филигранный процесс

Александр Лукашенко:

— Мы вводим новую структуру управления нашим государством и обществом. Ее надо аккуратно вмонтировать в систему. Мы замахнулись на совершенствование системы. Ни в коем случае не ломая ее. Если мы начнем круто ломать… Мы увидели в 90‑х, к чему это приводит.

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:

— На совещании во вторник Александр Лукашенко остудил некоторые горячие головы и четко сформулировал ряд основных моментов. Вводимая новая структура управления — Всебелорусское народное собрание, имеющее конституционный статус, — должна не сломать действующую систему государственного управления, а дополнить ее и укрепить. Надо понимать, что совершенствование системы, конечно, столкнется со многими неизвестными. В связи с этим главное — сохранить национальные интересы и грамотную кадровую политику страны, а также сами кадры как стратегический ресурс страны. Это тот ресурс, без которого о системе госуправления и речи быть не может.
Достигнутый после 2020 года баланс интересов государства и общества мы не имеем права растерять. При этом ныне мы — в преддверии формирования нового сознания и принципиально новой инновационной конфигурации общественных процессов. Речь идет о кристаллизации гражданского общества.
И здесь очень много подводных течений. Опасения Главы государства относительно того, что ВНС может погрязнуть в болтовне, не беспочвенны. Достаточно вспомнить попытку демократического заигрывания партийных боссов с участниками Съезда народных депутатов СССР, что привело к краху советской системы управления и ее коллапсу. Поэтому и требования Президента к законопроектам весьма жесткие, особенно к проекту закона о ВНС: необходимы доступность в понимании основных положений, четкость формулировок, недвусмысленная процессно-функциональная нагруженность. Стабильность и управляемость в стране — фундамент эффективного развития в контексте совершенствования системы государственного управления. А потому законодательство и сама деятельность органов власти уже должны соответствовать новым критериям, заложенным в Конституцию. Как неоднократно говорит Глава государства — «бежать впереди». Повторить лихие девяностые мы не имеем права, на кону — судьба страны и всего белорусского народа.
По сути, Президентом дан старт, пожалуй, одному из самых деликатных, филигранных и тонких государственно-общественных процессов в стране. Мы совершенствуем управленческий каркас страны и вырабатываем принципы нового белорусского общества, основанного в своем развитии на исторической памяти и правде, социальной справедливости и цивилизационной идентичности.
Адаптировать и синхронизировать с государственно-общественными процессами — фундаментальный принцип при совершенствовании системы государственного управления. Отсюда и настоятельное требование Главы государства: ВНС должно стать не «местом для избранных» или «масонской ложей», а быть действенным демократическим механизмом в принятии и реализации народных решений. Каждый гражданин должен чувствовать свою сопричастность к государственному строительству, а следовательно, и к своей судьбе. Всему белорусскому народу и его управленческой вертикали предстоит многое сделать, чтобы уже сейчас законодательно закрепить перспективные цели и задачи развития страны. Тем же, кто не в состоянии взять на себя ответственность и идти в ногу с Президентом, лучше сойти с дистанции и не путаться под ногами.

Суди по делам

Александр Лукашенко:

— Мы ни в коем случае не должны примерять нормы, которые создаем, на себя. От всего этого надо отвлечься и формировать законодательство на будущее. Чтобы система была устойчивая и ее никто не смог раскачать. И чтобы проблемы мы не оставляли своим детям. Приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией — очень важная для страны тема.

Денис Дук, ректор Могилевского госуниверситета имени А. А. Кулешова, член президиума Республиканского общественного объединения «Белая Русь»:

— Наш Президент как сильный лидер задает высокую планку в аппарате государственного управления, что априори подразумевает персонализацию ключевых должностей. Но устойчивость любой системы управления могут пошатнуть так называемые временщики — в политической системе это специально «раскрученные» лидеры мнений, которые, как правило, широко неизвестны, но с помощью пиар-технологий могут быть вознесены на пьедестал. В 2020 году данная тенденция проявилась в полную силу, когда претендентами на управление страной вышли абсолютно случайные люди. А ведь народная пословица гласит: «Суди дерево по плодам, а человека — по делам».
Именно по этой причине политическая система страны должна опираться на профессионалов, то есть людей, зарекомендовавших себя в той или иной сфере и имеющих опыт самореализации. Принцип формирования Всебелорусского народного собрания и госаппарата должен полностью соответствовать данной мысли.
Поэтому наш Президент как дальновидный политик подчеркнул, с одной стороны, важность наличия системы сдержек и противовесов в деятельности Совета Министров и ВНС. С другой стороны, Глава государства обосновал принцип отбора, основанный не на личностных предпочтениях, а на профессиональных компетенциях и опыте реализации различных проектов у управленцев высшего эшелона власти.

Назову еще одну немаловажную деталь.
Сегодня в обновленной редакции Конституции мы заложили модель развития для наших будущих поколений. В этом заключается наша главная миссия — сохранить устойчивый курс развития страны, не терять традиции и минимизировать риски внешних потрясений.

Подушка безопасности

Александр Лукашенко:

— Эти документы по значимости сравнимы с решениями съезда компартии в свое время. Закон должен содержать ответы на все вопросы по нормотворчеству: начиная от процедур подготовки и заканчивая четким изложением норм. Мое требование — все должно быть прописано нормальным языком. Просто и понятно!

Анна Колодич, редактор газеты «Пінскі веснік», член президиума Пинской городской организации РОО «Белая Русь»:

— Помните добрый советский мультик про нерадивого мальчишку Виктора Перестукина, который оказался в Стране невыученных уроков? От правильности ответа — в каком месте ставить запятую — зависела его жизнь. Казнить нельзя помиловать — именно так сегодня можно описать и ситуацию, на пороге которой мы находимся в отношении законопроектов, предусматривающих корректировку законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах», которым было посвящено недавнее совещание у Президента.

Многое уже в данном направлении сделано, осталось, как говорится, лишь грамотно расставить запятые. А это немаловажно, ведь появляется новый орган в структуре государства — Всебелорусское народное собрание, которое должно занять свою нишу и вместе с тем органично вписаться в ранее созданную систему. Важно сформулировать все четко и доступно, расставить правильные акценты, чтобы каждый мог понять, для чего вводятся эти новации и как это дальше будет работать.
Диалоговая основа, которая успешно реализовалась в нашем государстве в ходе всенародного обсуждения проекта обновленной Конституции, а совсем недавно еще и законопроектов о ВНС и изменений Избирательного кодекса, стала своего рода подушкой безопасности на пути к грамотным решениям поставленных Президентом и временем политических задач.
Благодаря состоявшемуся диалогу удалось дать слово и выдвинуть свои предложения всем тем, кто хотел высказаться. Все это было услышано, что-то положено в основу новых законопроектов, где таким образом был аккумулирован коллективный, народный опыт. И все же — как расставим запятые? Важно правильно это сделать уже сейчас, чтобы просто начать работать.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter