Законы пишет жизнь

В этом уверен  председатель  суда  Каменецкого  района  Николай  Андрейчук

В этом уверен  председатель  суда  Каменецкого  района  Николай  Андрейчук 

Судья в райцентре — фигура видная и общественно значимая, хотя вряд ли каждый житель знает его имя. Каменец в этом отношении является редкостным исключением. Председателя районного суда Николая Константиновича Андрейчука в городке знают все. Откуда такая популярность у этого человека? Попытаюсь объяснить на примере его судейской практики. 

С Николаем Константиновичем довелось познакомиться в начале девяностых годов прошлого века. Тогда ему часто приходилось иметь дело с задерживаемыми нелегальными мигрантами из стран Юго-восточной Азии и теми, кто привозил их в Каменецкий район, где до границы с Польшей рукой подать. Такие  судебные процессы пресса не оставляла без внимания. На суды под председательством Андрейчука журналисты ходили особенно охотно: было на что посмотреть, о чем потом написать. Самое интересное, что все попытки обвиняемых при помощи адвокатской защиты уйти от ответственности разбивались о железную логику Андрейчука. Суды всегда заканчивались для проводников крупными денежными штрафами, а то и тюремными сроками. 

Интересно наблюдать за Николаем Константиновичем не только в зале судебных заседаний, но и  в его рабочем кабинете. Именно здесь понимаешь, что настоящий судья исполняет свои обязанности не только тогда, когда надевает судейскую мантию. Это призвание требует постоянной отдачи. Однажды в ожидании комментария по судебному делу довелось стать свидетелем случая, который во многом раскрывает секрет популярности Николая Константиновича в районе среди простых людей. Звонила совершенно незнакомая ему женщина — доярка одного из здешних хозяйств. Местный участковый составил на нее протокол, задержав на поле со свеклой, собранной после комбайна. Не помогли  доводы насчет того, что свекла была уже перемерзшей, и собирала ее доярка с разрешения бригадира. Составленный милиционером протокол о краже был направлен в суд для принятия соответствующих мер. Чем это могло обернуться для пожилой сельчанки? Как минимум, штрафом в 350 000 рублей. 

У Андрейчука были основания наказать женщину, как говорится, по всей строгости закона. Тем более, что так называемые несуны и сегодня — головная боль для многих руководителей, и остановить вал  правонарушений, подрывающих экономику хозяйств, можно только жесткими мерами. Словом, наверное, даже сама нарушительница не смогла бы упрекнуть Николая Константиновича в несправедливом отношении к ней. Это соответствовало букве закона. 

Но судья поступил иначе. Он не ограничился телефонным разговором с дояркой. Позвонил в контору хозяйства, выяснил, как она работает, на каком счету в коллективе. Узнав же, что за женщиной никогда подобного не замечалось и руководство само не на шутку встревожено, что ее могут здорово наказать, и готовит ходатайство о направлении этого дела в товарищеский суд, противиться просьбе не стал. А это уже соответствовало духу закона. 

Бывает и по-другому, когда дело касается тех же несунов. Образно говоря, золотыми чуть было не оказались несколько десятков килограммов корнеплодов для семьи пенсионеров. В такую сумму оценил убыток председатель местного хозяйства, застав семейную пару на свекловичной плантации. Сумма штрафа и подлежащего возмещению убытка для пожилых людей оказалась неподъемной. Но не это заставило Николая Константиновича смягчить наказание: в порыве гнева руководитель хозяйства в несколько раз завысил цену корнеплодов. А разобраться в этих хитросплетениях судье помогли отличные знания агрономических возможностей коллектива, который никогда не получал приличных урожаев. 

Андрейчук, родившийся и выросший на этой земле, с детства познавший нелегкий крестьянский труд, и теперь, занимая высокую должность, старается следовать не только формальной букве закона, но и нормам элементарной человеческой справедливости. Видит: на мелкие хищения человека толкают не характер, а бесхозяйственность, отсутствие достойной, прилично оплачиваемой работы. 

Высокий профессионализм, знание жизни, понимание конкретной ситуации помогает Николаю Константиновичу делать свое дело в интересах общества и государства, хотя при необходимости приходится опираться на самые суровые постулаты закона. Пятнадцать лет лишения свободы получил в прошлом году убийца, не пожелавший признаться  суду в преднамеренности своих действий и надеявшийся таким образом на более мягкий приговор. Свыше восьмидесяти миллионов рублей пришлось внести в государственную казну по решению суда под председательством Андрейчука предпринимателю, скрывавшему свои истинные доходы и уклонявшемуся от налогов. 

Принимая эти решения, Николай Константинович руководствовался, как он пояснил, интересами того же самого простого человека и опять же государства. Андрейчук уже давно пришел к выводу о том, что они, как правило, всегда совпадают. Ведь миллионы рядовых граждан республики, работая на предприятиях и в организациях, регулярно отдают в виде налогов часть своей зарплаты государству на наши общие социальные программы, пользуются которыми все, в том числе и те, кто из-за несовершенства налоговой системы уклоняется от положенных  отчислений из своих доходов. Попросту говоря, такие люди обворовывают и государство, и граждан. 

По стопам отца пошли и дети. Как и он, сын и дочь тоже посвятили себя юриспруденции. И все трое, когда получается собраться вместе, часто спорят о юридических нюансах и тонкостях. Молодежи, как водится, больше  свойственен максимализм, наивысшие категории правосудия, а отец предпочитает оставаться человеком приземленным, что позволяет, тем не менее мыслить не менее масштабно и профессионально. От  неоднократных предложений перевестись в Брест на более высокую должность тоже отказывается, предпочитая оставаться среди своих земляков, которые в него верят. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter