Качественная корректировка нормативной правовой базы — следующий шаг конституционного совершенствования

Законы обновления

За новую редакцию Основного Закона белорусы проголосовали на четвертом в истории страны референдуме. Как заявил Президент на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, обновленная Конституция Беларуси вступит в силу 15 марта. В целом, обобщая все дополнения и изменения, внесенные в Основной Закон, можно выделить пять тематических блоков, вокруг которых они группируются: сохранение самобытности белорусского народа, его ценностной матрицы и исторической памяти, сохранение и развитие устоев социального государства, формирование социально ответственного общества, обеспечение политической устойчивости в условиях развития политической системы, ее институтов, создание конституционных гарантий социального и технологического развития во благо человека, общества, государства.


Разумеется, из тысяч поступивших предложений в обновленную Конституцию вошли не все. Однако ни одно стоящее из них не пропадет даром. В рамках всенародного обсуждения получен уникальный содержательный материал, который будет применен в дальнейшей работе по совершенствованию отечественного законодательства. Каким быть этому совершенствованию?

Важные тенденции

Андрей Русакович, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности, профессор кафедры евразийских исследований факультета международных отношений Белгосуниверситета, доктор исторических наук:


— Принятие об­нов­ленной Конституции требует определенного обновления и всей законодательной базы. В этой связи я бы обратил внимание на несколько важных тенденций. Прежде всего Конституция выступает своего рода идеологическим базисом развития государственности, соответственно, она влияет на формирование и дальнейшее совершенствование законодательной и правовой базы государства. При этом надо учитывать как «формальные» вещи, которые предписывает обновленная Конституция, так и наблюдаемые в современном мире и нашем регионе тенденции.

В качестве первоочередных требуется принять пакет документов, которые будут определять полномочия и статус Всебелорусского народного собрания, Парламента, Правительства, местных органов власти. Кроме того, надо завершить процесс формирования иерархии нормативных правовых актов, так как в этой сфере также есть определенные вопросы. Например, в том числе и касающиеся оперативного реагирования Правительства, Нацбанка в финансовой и валютной сферах с учетом быстрого изменения внешних условий.
Важным направлением работы является принятие пакета законов «нового поколения», который призван определять основные направления развития нашего государства. В первую очередь это дальнейшее развитие экономической, социальной, культурной сфер с учетом особенностей нашей социально‑экономической модели, социальной направленности белорусского государства.
В экономической сфере при совершенствовании законодательства предусматривается ориентироваться на уже имеющиеся договоренности в рамках Союзного государства, ЕАЭС. Напомню, что в рамках согласованных и подписанных на уровне Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России 28 союзных программ нам необходимо в 2022—2023 годах принять около 400 документов: это как международные договоры, так и акты национального законодательства. 
Также предполагается совершенствовать и уточнить положения документов, определяющих вопросы безопасности и внешней политики республики.
Отдельные направления, приоритеты, особенности нашей внешней политики следует зафиксировать. Это касается и обновления Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, а также других документов, работающих в данной сфере. 

Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Юристы говорят, что Конституция — это договор власти и народа. Совершенно верно. И в этой Конституции отражены основные чаяния и желания нашего народа. Но скажу откровенно: если бы мы остановились на желаниях и чаяниях только нашего общества и народа, мы бы в лучшем случае затормозили свое развитие, мы бы не развивались. Поэтому любая власть на то и власть, на то ее и называют элитой общества, чтобы идти немножко впереди народа и показывать тот путь, по которому этот самый народ вместе с этой властью должны двигаться. А для этого надо немножко заглянуть вперед, за горизонт.

(На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.)

Законодательные замыслы

Сергей Клишевич, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке:


— В ходе всенародного обсуждения новой редакции Конституции нашей страны поступило более 9 тысяч предложений, многие из которых заслуживают внимания. Понятно, что все предложения наших граждан внести в Конституцию невозможно, однако многие из них найдут свое отражение в законах и других нормативных правовых актах.

Необходимо отметить, что многие предложения конкретизируют и уточняют внесенные в Основной Закон изменения.
Безусловно, главная задача конституционной реформы — это изменение баланса ветвей власти. В связи с этим основные изменения будут внесены в те законы, которые регулируют полномочия Президента, Парламента, исполнительной власти и местного самоуправления, а также Всебелорусского народного собрания.
Это законы «О Президенте Республики Беларусь», «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» и ряд других, в которые будут внесены наиболее объемные и программные изменения в части перераспределения полномочий.

Второй блок вопросов — это те новые положения Конституции, которые напрямую не связаны с системой властных отношений. Речь идет об изменениях в законы «Об использовании атомной энергии», «О нормативных правовых актах», «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и других. Как правило, они развивают положение одной конкретной статьи Конституции.

Третий блок вопросов — изменения, которые затрагивают широкий круг государственных организаций и касаются статуса их сотрудников, например, в части запрета некоторым должностным лицам являться членами политических партий. В этих же случаях исключается и понятие «общественное объединение, преследующее политические цели», которое ранее существовало в Конституции, но никак не определялось в законодательстве. К этой группе вопросов относятся и иные технические моменты, которые требуют привести конституционное законодательство в соответствие с уже сложившейся практикой.
Всего в таком ключе Палатой представителей и Советом Республики будет рассмотрено более 50 законов, но, как было указано выше, только около десяти из них потребуют значительной и кардинальной переработки. Главная задача — разработать и принять новый закон о Всебелорусском народном собрании.
Кроме того, многие нормативные правовые акты будут скорректированы в рабочем порядке.

Защита корней в интересах будущего

Владимир Егорычев, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы, кандидат исторических наук:


— Как историк я, конечно же, обращаю внимание прежде всего на важнейший аспект сохранения исторической памяти. 

Народы, лишенные исторической памяти, утратившие свои ментальные характеристики, неспособны ни к какой исторической жизни. Они оказываются вне исторического времени и пространства, исчезают из истории как народы.

Поэтому законодательная защита исторической памяти о Великой Отечественной войне, закрепленная в обновленной Конституции, должна, на мой взгляд, повлечь за собой и целый ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих детальную защиту такой памяти. Почему это важно? Потому что политическая подоплека недобросовестных приемов и методов раскрытия исторической действительности зиждется на недостаточной теоретической подготовленности рядовых граждан относительно сложных явлений общественной жизни, на их незнании, порой и неумении проведения системного анализа событий и фактов, эмоциональном восприятии гиперболизированных известных, но второстепенных по своей значимости фактов отрицательного свойства. А падкие на сомнительные сенсации некоторые «новые медиа» доносят околонаучные сентенции до малоискушенного потребителя информации по упрощенным и по‑мещански понятным схемам и рецептам. Люди верят в то, во что заранее настроены поверить, что созвучно уровню их самопознания. А уровень этот далеко не всегда высок…
Белорусский народ стремится к правде истории как к научной нравственности, к жизни по совести. Это нашло отражение в обновленной Конституции — и это же следует детально продумать и закрепить в повседневном законодательстве. Наше кредо — в политическом самообразовании и в способности объединяться во имя высоких благородных целей, чтобы укреплять или развивать историко‑культурные основы государства.

Добрая правовая преемственность

Александр Шпаковский, политический аналитик (в эфире общественно‑политического ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио»):


— Новая редакция Конституции написана на фундаменте ныне действующей. Из нее были извлечены все лучшие положения и нормы. Конечно, некоторые формулировки подверглись изменениям в соответствии с духом времени и прогнозом будущего развития. Мы сохранили добрую правовую преемственность. Наше общество едино в этом вопросе. После событий августа 2020 года были разные пути, по которым мог пойти наш народ, однако белорусы выбрали путь легального конституционного строительства. Наши граждане выбрали перемены, но в цивилизованном русле, с сохранением лучших достижений прежней государственной модели. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter