Законы о непрерывном образовании обновят в СНГ

В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Экспертного совета Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ по науке и образованию. Об этом пишет БЕЛТА.

Фото из архива «СБ»

Ключевыми темами обсуждения экспертов стали цифровизация образовательных процессов и регулирование формального и неформального образования. Также фокус внимания участников был направлен на программы просветительской деятельности и создание международного индекса научного цитирования.

Экспертов приветствовал генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. Он отметил, что развитие и внедрение новейших информационных технологий связано с неопределенностью и порой с непредсказуемостью для экономических структур.

«Учитывая, что современный мировой прогресс в поступательном движении имеет цикличность всего 10 лет, в отличие от прошлых веков с цикличностью в 100 лет, требуется работать на опережение для создания гармонизированных моделей национального правового регулирования, направленных на обеспечение эффективного развития науки и взаимодействия стран Содружества в научной сфере», – заявил генеральный секретарь.

На заседании рассмотрели и поддержали проект модельного закона «О целевых фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности». Документ направлен на стимулирование развития науки и инноваций, реализацию приоритетных направлений деятельности и повышение результативности научных исследований и разработок. В качестве инвесторов могут выступать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и международные организации. Отдельное внимание разработчики проекта уделили вопросам защиты от возможных рисков, способам предотвращения конфликта интересов и недопущению коррупции при финансировании исследований.

Члены совета рассмотрели и поддержали проект новой редакции модельного закона «О научной и научно-технической деятельности». В документе отражены современные тенденции и направления правового регулирования в науке. Принятие закона не повлечет за собой существенного изменения регионального законодательства, но поможет стать ему более гибким. Документ призван упростить взаимодействие субъектов научной деятельности в рамках международного сотрудничества и способствовать привлечению инвестиций в научные проекты.

На заседании рассказали о концепции проекта изменений и дополнений в модельный Образовательный кодекс для государств – участников СНГ. Основная идея – адаптация модельного законодательства об образовании к условиям современной цифровой среды. Сфера образования активно вовлечена в процессы цифровизации, которые начались еще до пандемии, но активно ускорились в результате ее воздействия.

На сегодня в законодательстве стран СНГ отсутствуют положения, которые устанавливают, что цифровизация образования – это изменение технологии образования, но не его содержания. Путем общего регулирования можно избежать ряда вопросов со стороны участников образовательных отношений, которые связаны с возможным ухудшением качества образования из-за использования дистанционных технологий. Еще одним актуальным вопросом является утверждение единого стандартного оснащения образовательных организаций программным обеспечением и материально-технической базы.

С развитием технологического прогресса меняется и статус участников образовательных отношений. Так, активные процессы развития систем онлайн-образования, онлайн-платформ, онлайн-курсов сделали актуальным вопрос об определении статуса субъектов, которые обладают необходимыми ресурсами для осуществления образовательной деятельности.

Дмитрий Кобицкий попросил разработчиков документа уделить особое внимание дистанционным образовательным программам для школьников.

С докладом о проекте положения «О международном индексе научного цитирования (МИНЦ)» выступил руководитель Международного центра научной информации, доктор экономических наук, профессор Сергей Кудюков. МИНЦ представляет собой платформу, включающую базу данных и аналитический инструментарий, и обеспечивает координацию научных исследований в странах СНГ. Целью его создания является развитие международного научного сотрудничества и партнерства в рамках государств СНГ.

Создание МИНЦ направлено на развитие новых инструментов наукометрии, формирование коммуникационной площадки для ученых из стран Содружества, повышение качества научных журналов и анализ передовых направлений научных исследований. С его помощью пользователи получат полные сведения о необходимом материале или авторе, а также смогут найти экспертов по научным областям, научных руководителей или оппонентов для научного исследования. В состав Наблюдательного совета центра входят представители органов власти, научных и образовательных организаций, ученые Содружества и других государств.

На заседании обсудили вопросы формального, неформального и информального образования. Необходимым условием социального развития является непрерывное образование. Оно включает формальное образование, которое осуществляется по профессиональным программам и срокам обучения и подтверждается получением соответствующих документов об образовании. К неформальному образованию относятся тренинги, курсы, небольшие программы, предлагаемые на всех этапах обучения или трудовой деятельности. Информальное образование – это самостоятельная познавательная деятельность, которая происходит на рабочем месте или в свободное время. Сегодня сотрудники проходят курсы переподготовки, группового и индивидуального профессионального обучения, краткосрочных курсов обучения, однако это фактически не закреплено каким-либо правовым документом. Нет соответствующего регулирования того, какие организации могут проводить курсы переподготовки, по каким программам, кто гарантирует эти программы, кто осуществляет контроль, чьи результаты могут быть признаны в установленном законодательством порядке.

Актуальным становится вопрос признания получаемых компетенций для их использования в профессиональной или образовательной деятельности, а также регулировании механизмов программ дополнительного образования. Вопрос неформального и информального образования затрагивался в модельном законе МПА СНГ «Об образовании взрослых» и «О просветительской деятельности». Выступая на заседании, докладчики предложили внести изменения в эти документы, которые позволили бы обеспечить порядок утверждения, принципы формирования и реализации образовательных программ. По итогам обсуждений предложено создать временную рабочую группу при МПА СНГ для более детальной проработки вопроса и составления экспертного заключения.

На заседании представили информацию об антикоррупционном просвещении в контексте Концепции сотрудничества стран СНГ в противодействии коррупции. Членами совета было решено поддержать инициативу разработки рекомендаций по антикоррупционному просвещению и предложить постоянным комиссиям МПА СНГ по правовым вопросам, по науке и образованию рассмотреть вопрос о включении в перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023–2025 годы.

Следующее заседание Экспертного совета по науке и образованию пройдет в апреле 2024 года в Санкт-Петербурге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter