Законы не должны отставать от жизни. В нашей стране происходят интенсивные экономические и социальные процессы.

Успеваем ли мы обеспечивать их законодательно? Об этом наша беседа с министром юстиции Республики Беларусь Виктором ГОЛОВАНОВЫМ.

— Виктор Григорьевич, на сегодняшний день одной из важнейших задач, поставленных Президентом, является возрождение села, наведение порядка на земле. Для этого нужна и соответствующая законодательная база...
— Cейчас мы разрабатываем два нормативно-правовых акта, в соответствии с которыми будут развиваться аграрная отрасль и село. Например, на данный момент на селе в различных регионах пустует около 60 тысяч жилых домов и квартир. Многие из них не пригодны для проживания и не подлежат ремонту. Поэтому в готовящихся нормативно-правовых актах предусматривается, что местные исполнительные и распорядительные органы поставят на учет все такие строения, будут вести их реестр. В случаях, когда у недостроенного или ветхого заброшенного дома нет хозяина, а также когда нет наследников или они не вступили в установленном законом порядке в наследство, решением суда такие строения будут передаваться местным исполнительным и распорядительным органам. А они решат, что с ними сделать — снести, продать и т.д. Главное, чтобы наши деревни выглядели достойно и привлекательно, были комфортными для жизни.
— Беларусь намерена вступить во Всемирную торговую организацию. Насколько мы готовы к этому с юридической точки зрения?
— Министерством юстиции проводится большая работа по приведению нормативно-правовых актов республики в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации. У нас разработана концепция совершенствования законодательства. Она утверждена Указом Президента 10 апреля 2002 года. В июне вступает в силу Закон Республики Беларусь “О государственном регулировании внешней торговой деятельности”. В соответствии с ним закладываются принципиально новые подходы к государственному регулированию всей внешнеторговой деятельности уже на принципах ВТО.
Необходимо совершенствовать действующее гражданское законодательство. В частности, предстоит законодательно закрепить статус таких юридических лиц, как концерны и производственные объединения. Нужно определить приоритет законодательных актов над договором и приоритет договора над подзаконными актами. И максимально исключить из действующего Гражданского кодекса всевозможные отсылочные нормы.
— Кстати, о подзаконных актах. Их издается великое множество, и случается, что они вступают в противоречие с действующими законами...
— Наше министерство проводит правовую экспертизу всех ведомственных нормативно-правовых актов, которые принимаются министерствами, ведомствами, Национальным банком, Национальной академией наук. За пять месяцев текущего года поступило более 1900 нормативно-правовых актов, зарегистрировано 1051, вынесено 58 отрицательных заключений, более 400 отозвано на доработку. Как положительное хочу отметить, что отдельные республиканские органы госуправления стали обобщать значительное число нормативно-правовых актов, которые ими же приняты и регулируют одни и те же общественные отношения, и на их базе стали принимать комплексные нормативные акты.
Например, Государственный таможенный комитет 11 мая нынешнего года принял постановление “О порядке исчисления, уплаты и контроля уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость”. На базе 16 нормативных актов этого ведомства сейчас подготовлен один, регулирующий все эти процедуры. Данный подход должен стать определяющим для всех.
Хочу отметить и следующее. Ни в одном государстве СНГ еще не проводится криминологическая экспертиза проектов правовых актов. В нашей стране уже внесены изменения в Закон Республики Беларусь “О нормативно-правовых актах”, в соответствии с которыми уполномоченные государственные органы перед тем как принять нормативный акт, будут проводить правовую экспертизу этого акта на предмет того, не повлечет ли принимаемый акт каких-либо коррупционных проявлений или вообще нарушений действующего законодательства, не приведет ли к каким-то негативным последствиям.
— Обилие нормативно-правовых актов, регулирующих порой даже самые мелкие вопросы экономической и хозяйственной жизни, неизбежно приводит к бюрократии. На это, в частности, жалуются предприниматели...
— По поручению правительства проводится работа по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Будет значительно сокращено количество документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Исключается  всевозможная переписка между государственными органами на предмет невозможности регистрации того или иного субъекта. Вместо нее вводится принцип “одного окна”. Планируется уже в сентябре, что система эта начнет действовать.
— В одном из своих недавних выступлений Президент Республики Беларусь жестко поставил вопрос об усилении ответственности родителей за воспитание детей. Чтобы реализовать это требование, опять же необходимо вносить изменения в законодательство.
— Количество брошенных детей из года в год возрастает. Сейчас их в республике более 30 тысяч. Предусмотрена и уголовная ответственность за это. Государство должно оперативно реагировать на всякого рода негатив. Количество осужденных за эти преступления растет. Четыре года назад их было более четырех, а в 2004 году — уже порядка семи тысяч.
 Получается парадокс: государство тратит на содержание конкретного ребенка средства (где-то 400 тысяч рублей в месяц) плюс средства на содержание осужденного (питание, охрана и т.д.). Это тоже порядка 120—150 тысяч рублей. Реально ребенок от таких нерадивых родителей ничего не получает.
Правомерно ставится вопрос, чтобы за счет виновных покрывались расходы за содержание детей государством.
Министерство юстиции сейчас разрабатывает и частично уже внесло в Палату представителей ряд нормативно-правовых актов, регулирующих эти правоотношения.
— В связи с этим возникает и еще один вопрос. Он касается и многих вполне добропорядочных людей, которые по каким-то причинам развелись и аккуратно выплачивают алименты родителю, с которым ребенок остался. Но выплачивают только до 18 лет и все. А дальнейшее образование обходится теперь недешево...
— По инициативе Министерства юстиции и тоже с учетом опыта других стран в 2006 году планируется внести изменения в Кодекс о браке и семье, в соответствии с которым алименты на содержание детей будут выплачивать до окончания ребенком учебного заведения. Сегодняшний такой порядок установлен в Украине, Литве, Польше.
Жизнь не стоит на месте. Потому очень важно отслеживать происходящие в обществе процессы и своевременно законодательно регулировать их. Законы не должны запаздывать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter