Законы любят порядок.

Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.

Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, как депутаты белорусского парламента восприняли  недавнюю резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы  по Беларуси?

—  Однозначно.

— То есть?

—  Как ни крути заезженную пластинку, скрипит  она  все так же.

— А призывы к ужесточению санкций в отношении нашей страны?

— Они политически мотивированы, пристрастны  и совершенно безосновательны. Искусственная подгонка отдельных фактов и событий, с соответствующей их интерпретацией,  под заранее определенные, ангажированные  выводы с целью политического давления на Республику Беларусь. Я уже высказывался  в СМИ, что в рамках требований Совета Европы Беларусь сделала многое, в том числе по регистрации общественных объединений, созданию информационного пункта Совета Европы, по некоторым  законодательным вопросам. Однако  вместо того, чтобы последовательно продвигаться в выстраивании  диалога с белорусским парламентом, ПАСЕ предпочло конструктивному взаимодействию абсолютно бесперспективную игру на  дальнейшую конфронтацию.

— Вы считаете, что такой “футбол” нам не нужен?

— Он не нужен не только нам, но и здравомыслящим политикам Запада.  Необходима принципиально иная стилистика наших отношений.

— И какими они, на ваш взгляд, должны быть?

— Равноправными, прагматичными. Только при таком подходе и можно поддерживать и развивать диалог по вопросам, представляющим общий интерес. Для начала же, разумеется, следует восстановить Национальному собранию Беларуси статус специально приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. А так получается, что все действия ассамблеи последнего времени  в отношении нашей страны  направлены не на совместный поиск путей решения имеющихся обоюдных озабоченностей, а на дискредитацию Беларуси  в европейском общественном мнении.

— Да еще и на одергивание по любому поводу...

— Одергивать нас не надо. Мы не находимся на службе у ПАСЕ.    Национальное собрание Республики Беларусь — избранный белорусским  народом парламент и проводит политику в интересах бело-русского народа, в интересах нашего суверенного, независимого государства.  Однако в ПАСЕ это пока что не сознают и не хотят сознавать, увязнув в  тине двойных стандартов и предвзятой, пристрастной оценки общественно-политических процессов, происходящих в  Республике Беларусь.

— Пытаются приструнить Беларусь за вхождение в ЕЭП?

— Прежде всего —  за самостоятельность нашего государства на мировой арене, за вполне определенную, твердую внешнюю и внутреннюю политику. Разумеется, Единое экономическое пространство, созданное Беларусью, Россией и Казахстаном, далеко  не всем политикам Запада по нутру,  как и вообще  наше единение. Это серьезный, прорывной шаг вперед трех государств в направлении  развития торгово-экономического сотрудничества, значительного роста валового внутреннего продукта, что там не могут не понимать. Надеялись, что  Республика Беларусь захлебнется в финансово-экономических проблемах и приползет на коленях за милостыней. Не вышло. Понятно, это вызывает у западного политического бомонда раздражение, тем более что в Евросоюзе и США  ломают голову, как остановить нисходящую спираль  финансового  и экономического кризиса, да   и прочих  острых неурядиц хватает. Вот эту ситуацию в своих странах  они пускай и приструнивают. А мы сами разберемся с нашими проблемами.

— Достаточно странно  выглядит призыв резолюции ПАСЕ о неприменении силы в отношении незаконных  демонстраций, когда почти еже-
дневно по телеканалу “Евроньюс” мы видим, как полицейские достаточно жестоко разгоняют массовые демонстрации недовольных в странах Евросоюза. Что вы думаете по этому поводу?

— Я думаю, что все массовые мероприятия в республике  должны организовываться и проводиться в строгом соответствии с  национальным законодательством. В противном случае государство не сможет гарантировать свободу собраний, к которой призывают наши политические оппоненты за рубежом и внутри страны. Да и иностранный опыт это подтверждает.
В резолюции ПАСЕ содержатся и другие странные,  если не сказать смехотворные, пассажи. О том же, скажем, освобождении оппозиционных активистов от ответственности за неисполнение налогового законодательства. На любые  законные меры в отношении таких лиц, принятые уполномоченными государственными органами,  безапелляционно навешивается политический ярлык. Может,  и награждать за неуплату налогов? Попробовали бы они призывать США к  лояльности в  отношении злостных неплательщиков налогов, где налоговые преступления караются самым суровым образом!   Да и в Евросоюзе за противозаконные деяния по головке не гладят.

— Недавно один высокопоставленный чиновник Евросоюза  заявил в своем телевизионном интервью, что подход  в отношении  Беларуси состоит в том, чтобы, как он сказал,  “вдохнуть жизнь в оппозицию и в гражданское общество”.  Вероятно, недавняя резолюция ПАСЕ является знаком именно  в этом направлении? Как вы полагаете?

— Если мнение одного   чиновника и является каким-либо знаком, то только в смысле подтверждения того, о чем мы только что говорили: непонимания нашими западными оппонентами общественно-политических процессов, происходящих в стране,  по очевидным взаимосвязанным причинам — незнание реальной ситуации и преследование своих политических интересов.  Хотя в данном  заявлении содержится, на мой взгляд,  и рациональное зерно: признание того незавидного состояния, в котором пребывают политические группы,  с  радикализмом настроенные как  к действующей власти, так и ко всему  обществу, не поддерживающему их идейные ценности.   На них-то и  делают ставку определенные политические силы в  ЕС. А где же исповедуемая ими  на словах приверженность к демократии, то есть уважение к воле    народа? В чем оно, это уважение,  проявляется? Вот вопросы, на которые они и не ищут  ответы, так как все ответы у них уже заранее сформулированы в дежурных “демократических” заготовках, приятных их слуху.
Что касается гражданского общества, то и здесь представление о нем у наших западных  оппонентов весьма    одностороннее —  как об  оппозиционных кругах  радикальной окраски. Между тем в республике множество общественных объединений.  Однако настроенные на позитивный лад общественные структуры, отдающие предпочтение политической и общественной стабильности, способствующие сохранению гражданского мира и устойчивому развитию государства, соответствующим  образом ориентированную часть  чиновничества ЕС не интересуют. Им важно нечто иное — по максимуму нагнетать в нашей стране и обществе политическую конфронтацию под соусом риторики о демократии и правах человека. Они и дают ориентиры тем,  кто у них в фаворе, куда двигаться, какими инструментами химичить  закваску общественного противостояния. Вот и   делайте из этого  вывод, какую “жизнь”  наши “друзья” хотели бы “вдохнуть” в белорусское  общество.

— Но это они  называют содействием развитию демократических процессов...

— Чем заканчивается такое содействие — хорошо известно. Под его маркой произошли перевороты в ряде государств мира, но жизнь простого  люда в них, как известно,   не улучшилась, а наоборот, никак не может войти в нормальное русло со всеми вытекающими из этого сломанными судьбами и массовыми человеческими трагедиями и бедствиями. Демократические процессы только тогда и являются таковыми, когда они не навязываются извне по некой универсальной схеме,  а востребованы поступательным развитием государства и общества, естественно вырастая  из потребностей  общественно-политической жизни. Только в таком случае  они не разрушительны, не
замешаны на корысти и цинизме, и только в таком случае они получают широкую общественную поддержку,  пользуются народным  доверием и  без
острого конфликта интересов, без потрясений реализуются в конкретных го-
сударственных и общественных  механизмах и инструментах. Именно таким путем и движется  Беларусь.
Это прослеживается по следующим, к примеру,  фактам. По состоянию на
1 января 2012 года в нашей стране зарегистрировано 15 политических партий и почти тысяча  партийных организаций, 37 профессиональных союзов и около 23 тысяч профсоюзных организаций. Действует 2402 общественных объединения. Из них 230 международных, 682 республиканских и 1490 местных.  Не хотел бы  утомлять вас статистикой, но по  ней видна  динамика. В прошедшем  году Минюстом и главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома зарегистрировано 118 новых общественных объединений,  21 фонд. Кроме того, зарегистрировано и поставлено на учет свыше 36 тысяч организационных структур общественных объединений и  26  новых организационных структур политических партий. Так что не правы те наши оппоненты, кто не замечает либо не желает замечать развития в Беларуси гражданского общества.

— Одной из самых  обсуждаемых тем в обществе в настоящее время является заявление  главы государства о том, что будет модернизироваться наша политическая система. Какими вам видятся масштабы этой  работы?

— Серьезные перемены, имеющие большое государственное и общественное значение, требуют  такого же серьезного отношения к их предварительному осмыслению, детальной, тщательной проработке и, самое важное, к их практическому осуществлению. Здесь должен  быть ключевым принцип медицины: не навреди, что означает в данном случае   предельную взвешенность каждого шага, обоснованность всех мер, анализ и учет не только различных общественных трендов, многослойных интересов плюс квинтэссенции  самых толковых, адекватных, а не иллюзорных  предложений, но и возможных последствий для общества и национальной безопасности. Разумеется, любая  трансформация должна проходить в конституционно-правовом русле, без  отставания от реалий и вместе с тем без слишком резкого  рывка  вперед.

— Без опережения?

— Работа на  опережение, на упреждение возможных негативных процессов  является сутью нашей  государственной политики во всех сферах. Я имею в виду здесь своевременность  внедрения новых подходов, их необходимость именно на том или ином этапе. Как отметил Президент, главное — сохранить стабильность, дать возможность человеку нормально жить, сохранить его основные права, на которые он претендует и вправе иметь их.

— Вы сторонник развития избирательной системы?

— Я сторонник всяческого развития, если оно на пользу людям, обществу и государству. Избирательная система здесь не исключение. Но ценность любых совершенствований, на чем опять делаю акцент,  в их своевременности.

— Насколько, на ваш взгляд, приемлемы предложения о проведении выборов в Палату представителей по пропорциональной избирательной системе — по партийным спискам?

— Это, конечно, золотая мечта партий. Возможно, что в перспективе она осуществится, но на данном этапе, полагаю,   выбирать депутатов по пропорциональной системе было бы преждевременно, так как в обществе авторитет партий еще низок.  Они в большинстве находятся, я сказал бы,  в  состоянии младенчества. Нужен период, чтобы партии заявили о себе не просто своими бумажными и виртуальными программами, но, главное, чтобы они показали себя в делах, полезных обществу.  Думаю, что более приемлемой в будущем могла бы стать смешанная избирательная система — и по одномандатным округам, как в настоящее время, и по партийным спискам.

— Сейчас в Палате представителей межсессионный период. Чем занимаются депутаты?

— Обычными парламентскими делами. На первом плане  подготовка к очередной, десятой  сессии. Продолжаем также развитие наших межпарламентских и  международных связей,  работаем в избирательных округах. Депутат должен знать реальную ситуацию на местах, проблемы и нужды людей, поэтому регулярные выезды  в округ являются очень важной частью парламентской работы.

— И что можно ожидать от предстоящей  сессии?

— Она  будет достаточно напряженной и  насыщенной. Нам предстоит принять ряд законодательных решений, необходимых для экономики, социальной сферы, национальной безопасности, расширения международного сотрудничества страны и по другой актуальной тематике. Хотя еще только февраль, количество вопросов в сессионном графике уже приближается к пятидесяти.  К началу апреля, когда откроется сессия, число их, разумеется, увеличится. Более половины законопроектов, которые в настоящее время в работе, идут на второе чтение. Это уже, как говорится, без пяти минут законы, так как проработка большинства из них на этапе завершения.

— Какую  тематику среди этих законопроектов вы выделили бы как особо важную?

— Это темы государственной инновационной политики и инновационной деятельности, государственных закупок товаров, работ и услуг, экономической несостоятельности (банкротства), жилищных отношений, занятости населения, защиты прав потребителей,  профилактики правонарушений несовершеннолетних, обращения с животными. Назову также блок законопроектов по вопросам культуры.

— На ваш взгляд,  какие  темы заглавные среди законопроектов первого чтения?

— В начале года на рассмотрение депутатов поступил законопроект системного характера о государственном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь. Он, несомненно, будет приоритетным на весенней сессии. Мы рассмотрим также базовые законопроекты о коммерческой тайне, об издательском деле, поправки в Кодекс о недрах,  в законодательство об ипотеке, по вопросам социального обслуживания, трансплантации органов и тканей человека и другие.

— Банкиры, как известно,  утверждают, что деньги  любят тишину. А что, по вашему мнению,  любят законы?

— Законы любят политическую и общественную стабильность, уважение к законности и порядок. Только в таком случае они работают и приносят  пользу людям и стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter