Законы движения

Тревожная статистика: 1.291 человек погиб на дорогах Беларуси в прошлом году. Да, аварий с жертвами становится меньше. Но разве можно довольствоваться показателями, когда речь идет о человеческой жизни? Увы, полностью безопасных дорог нет нигде. Но очевидно, всем нам — и водителям, и пешеходам, и инспекторам ГАИ — нужно работать над собой. Конечно, совершенствования требует и законодательство. Очередные поправки в Правила дорожного движения обсуждались вчера на совещании у Президента...

Тревожная статистика: 1.291 человек погиб на дорогах Беларуси в прошлом году. Да, аварий с жертвами становится меньше. Но разве можно довольствоваться показателями, когда речь идет о человеческой жизни? Увы, полностью безопасных дорог нет нигде. Но очевидно, всем нам — и водителям, и пешеходам, и инспекторам ГАИ — нужно работать над собой. Конечно, совершенствования требует и законодательство. Очередные поправки в Правила дорожного движения обсуждались вчера на совещании у Президента.


По словам Александра Лукашенко, корректировать ПДД не должно исключительно Министерство внутренних дел. Эту тему требуется рассматривать на высшем уровне. Президент напомнил: с 2005 года он лично утверждает изменения в ПДД и «убедился, что это правильно».


Немного статистики. 3,5 миллиона транспортных средств — столько, по данным МВД, зарегистрировано в стране. Ежегодно эта цифра увеличивается примерно на 5 процентов. Понятно, чем больше машин, тем сложнее ситуация на дорогах, тем острее вопросы безопасности... Какие же новшества предлагаются на этот раз? Сразу скажу, очередные поправки в ПДД не носят глобального характера. Например, МВД предлагает разграничить понятие «скрылся с места происшествия» и термин «оставление места происшествия». Зачем? Сотрудники ГАИ объясняют: на практике водитель из–за шока или растерянности может отъехать от места ДТП на несколько десятков метров и остановиться. Правильно ли квалифицировать это как попытку сокрытия, при которой водитель осознанно прячется? Ведь последнее влечет за собой (в зависимости от обстоятельств) штрафы либо даже лишение свободы. Новый термин, считают в МВД, позволит адекватно трактовать ситуацию.


Еще одна инициатива. В действующей редакции ПДД автомобиль может подъехать к торговой точке по тротуару, чтобы разгрузить товар. А вот стоянка на тротуаре запрещена. Такая двусмысленность вводит в ступор и водителей, и инспекторов ГАИ. Предлагается разрешить стоянку для выгрузки товара.


Вчера звучали и другие предложения. Однако не все они нашли поддержку Президента. Например, норма о снижении скорости движения автомобилей в населенных пунктах в темное время суток с 60 до 50 километров в час. Апеллируя к европейскому опыту, МВД указывает: в случае, если автомобиль наезжает на пешехода на скорости 50 км в час, то шансы, что человек останется жив, 50 на 50. В то время как скорость 60 км в час, оставляет попавшему под колеса только 10 процентов... В теории все логично. Но как обеспечить новый скоростной режим на практике? Ведь многое зависит от степени освещенности, дорожного покрытия, ширины полотна... Возможно, что в крупных городах ограничение до 50 км в час создаст дополнительные заторы на дорогах. А вот в деревнях без уличного освещения, где от забора до забора всего несколько метров, пожалуй, следует установить ограничение скорости и до 30 — 40 км.


Критически отнесся Президент и к предложению обязать велосипедистов и водителей гужевых повозок в темное время суток двигаться в одежде со светоотражающими элементами. Вот его комментарий: «Знаете, меня это настораживать начинает. Как будто какая–то фирма уже сегодня готова произвести эти светоотражающие элементы, и мы каждому коню на хвост их повесим и таким образом создадим благополучие этой фирме». По словам Александра Лукашенко, любой сознательный человек сам позаботится о своей безопасности. Вместо обязаловки и штрафов лучше проводить разъяснительную, профилактическую работу с населением.


В целом, по оценке Президента, МВД слишком часто предлагает изменения и дополнения в ПДД. «Или вы недорабатываете, не видите, что будет завтра–послезавтра, или ситуация на дорогах такая аховая?» — задался вопросом Александр Лукашенко. По его убеждению, внимание нужно сосредоточить на главном — борьбе с пьянством на дорогах. Еще больше ужесточить ответственность для тех, кто садится за руль под градусом. К этому побуждает трагическая статистика. По данным Госавтоинспекции, в этом году 110 человек погибли по вине нетрезвых водителей...


Президент также поручил МВД проверить весной состояние сельхозтехники в хозяйствах страны. Это, по его словам, позволит избежать происшествий в будущем. А также заставит предприятия внимательно относиться к дорогим и купленным за счет господдержки машинам, беречь их.


Что же касается изменений в ПДД, то они, как я понял из беседы (уже после совещания) Госсекретаря Совбеза Леонида Мальцева и главы МВД Анатолия Кулешова, будут доработаны и внесены Президенту не позднее чем через месяц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter