Законы должны «выстреливать»

— Если конференция пойдет с «барабанным боем», рапортами, что создано, что разработано, пользы от нее будет мало, — предостерег, выступая со вступительным словом, заместитель председателя Совета Республики Национального собрания  Беларуси Александр Абрамович.

— Если конференция пойдет с «барабанным боем», рапортами, что создано, что разработано, пользы от нее будет мало, — предостерег, выступая со вступительным словом, заместитель председателя Совета Республики Национального собрания  Беларуси Александр Абрамович.
Александр Михайлович хорошо представлял, к кому обращался с таким пожеланием. Ведь на конференцию «Нормотворчество в Республике Беларусь: состояние и перспективы», которую организовал и проводил Национальный центр законопроектной деятельности, собрались депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители Администрации Президента, Совета Министров, судов, прокуратуры, республиканских органов управления, облисполкомов, научных учреждений.
Участники конференции прислушались к пожеланию Александра Михайловича. Сужу об этом по работе секции «Законодательство в сфере национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов» (всего работало четыре секции), в которой участвовал сам.
Когда заместитель председателя Верховного суда Республики Беларусь, председатель коллегии по уголовным делам Валерий Калинкович закончил свой доклад об особенностях формирования правовых норм при внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс, кто-то из участников конференции репликой с места упрекнул его в чрезмерной дипломатичности, а депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Архипов адресовал ряд неудобных, острых вопросов.
— Скажу откровенно, — заявил Валерий Леонидович, — после пяти лет работы по новому Уголовно-процессуальному кодексу, в условиях состязательности сторон не может быть никакого возврата к институту доследования уголовных дел, как здесь предлагается. Да, когда-то суды отправляли до 3 тысяч уголовных дел в год на доследование. Начинался своеобразный теннис между судами и прокуратурой, а люди в ожидании приговора проводили под стражей несколько лет. Мы должны продвигаться к цивилизованным формам правосудия.
— Думаю, что практика подтвердила правильность исключения из УПК такого рудимента, как направление судом на дополнительное расследование уголовных дел, — подключился к дискуссии начальник отдела правового обеспечения Прокуратуры Республики Беларусь Владимир Романович. – Но в то же время жизнь подбрасывает нам новые сложные вопросы. Так, недавно на заседании коллегии республиканской прокуратуры в течение трех часов обсуждался вопрос о сроках предварительного расследования.Мы руководствуемся такими целями: не допустить впоследствии судебных ошибок и не ущемлять права потерпевших.
С 1990-го по 1994 год в Беларуси было принято около 400 законодательных актов – столько, сколько было принято Верховным Советом всех созывов начиная с 1938-го по 1990 год. Законотворческая деятельность стала еще масштабнее после принятия нашим молодым суверенным государством своей Конституции. За последнее десятилетие принято 903 закона, в том числе 22 кодекса, 199 декретов, свыше 5,5 тысячи указов Президента, около 16 тысяч постановлений правительства, множество других правовых актов. Однако большинство участников конференции (как представители юридической общественности, так и практические работники) недовольны качеством нормативных правовых актов. Противоречивость, запутанность законодательства, несистемность, двусмысленность формулировок снижают уважение к праву, ведут к нарушению законодательства, а нередко – и к необоснованному привлечению к ответственности граждан и субъектов  хозяйствования. Такие факты устанавливают правоохранительные органы и суды, включая Конституционный, который проверяет конституционность нормативных правовых актов и практику их применения, в том числе судебную.
На фоне развития права, законодательства у нас, к сожалению, сформировался такой тип правопонимания, суть которого сводится в основном к необходимости быстрого увеличения законодательного массива. Пробелы в правовом регулировании следует безотлагательно восполнять, особенно в области основных прав и свобод граждан.
— Думаю, что Национальный центр законопроектной деятельности обобщит все поступившие предложения и замечания. Мы будем планомерно реализовывать ваши идеи, — сказала, подводя итоги конференции, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич.
Наталья Владимировна изложила свое видение правотворческой работы. Мы должны, подчеркнула она, сами для себя упростить нашу жизнь, соблюдая разумный баланс между государственными и личными интересами. Надо обуздать негативную тенденцию обязательно принимать правовой акт в развитие принятого. Из ведомств многие документы выходят сырыми не потому, что их готовят неквалифицированные специалисты. Срабатывает синдром: наверху поправят. Многих неувязок и огрехов можно будет избежать, если на начальном этапе станут выходить грамотные документы. Для этого нужен прежде всего грамотный заказ. Но не все нужно пытаться регулировать законом.
— При подготовке проектов правовых актов, — подчеркнула Наталья Петкевич, — надо исходить из общегосударственных, а не узковедомственных интересов. Закон, который состоит из сплошных отсылочных норм, никому не нужен. Каждый закон должен, образно говоря, выстреливать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter