1 сентября вступили в силу новые изменения, направленные на повышение качества молочной продукции

Законы большого молока

Первое сентября этого года для производителей молочной продукции стало знаменательным днем: вступили в силу новые изменения и решения, направленные на повышение качества. В частности, серьезно были ужесточены требования к сырому молоку. Кроме того, Беларусь отказалась от молока второго сорта, оставив в качестве вариантов лишь экстра, высший и первый. Для рядового покупателя нововведения остались пока не замеченными, переработчики же уверены: это эффективные шаги для повышения конкурентоспособности нашей «молочки», в том числе и на внешних рынках.



О том, что подобные меры пойдут всем на пользу, говорят и в Госстандарте: выпуск молока в соответствии с новыми требованиями будет стимулировать изготовителей сырья к повышению санитарно-гигиенического уровня производства. И хотя наша продукция всегда славилась своим качеством, новые стандарты смогут еще больше укрепить ее позиции на основных экспортных направлениях. Ведь не раз случались ситуации, когда после обвинений со стороны Россельхознадзора и приостановки поставок наши предприятия несли немалые потери. Сегодня производители рассчитывают, повысив качество продукции, увеличить и рентабельность экспорта. А поскольку речь идет, прежде всего, о рынке ЕАЭС, то Беларусь здесь автоматически выходит вперед: ведь у наших партнеров по союзу стандарты предполагают выпуск молока второго, первого и высшего сортов. 

По словам директора Института мясомолочной промышленности Алексея Мелещени, разработка новых и актуализация уже действующих национальных стандартов решает главную задачу — обеспечивает беспрепятственный доступ белорусской «молочки» на рынки других стран, а при необходимости защищает собственный рынок от менее качественных продуктов. Кстати, интересный факт: в начале лета Россельхознадзор провел исследование качества представленной на полках молочной продукции. Результаты впечатлили: за первые пять месяцев было выявлено 865 случаев несоответствия санитарным нормам. 

Что касается рынков сбыта, то последний год для всех производителей проходил под строгим курсом диверсификации экспорта. Но если, например, тяжелую технику можно продавать практически без географических ограничений, то с продовольствием все гораздо сложнее. Львиная доля продуктовых поставок традиционно отправляется в Россию. И хотя в Минсельхоз-проде считают, что маркетологам давным-давно пора из кабинетов переходить в агрессивное наступление, учить английский и лично ехать договариваться о продажах в третьи страны, сами производители приводят другие доводы. Во-первых, стоит помнить о сроке годности продукции. Молоко – это не комбайн, оно относится к продуктам скоропортящимся. Во-вторых, не надо забывать о привычках и традициях. Выйти на новый рынок, где люди не едят сыр или равнодушны к кисломолочной продукции, довольно непросто. К примеру, самый емкий и привлекательный китайский рынок таковым выглядит лишь на первый взгляд – всего 13 процентов населения этой страны имеет склонность к усваиванию лактозы. То есть коровье молоко китайцам пить почти что противопоказано. Третий, и самый главный фактор – цена. Дело в том, что несмотря на все неблагоприятные факторы, именно российские партнеры платят за наше молоко, сыры, сметану и творог больше других.

— Исторически сложилось так, что Россия является крупнейшим импортером молочной продукции, и на российском рынке сохраняются одни из самых высоких цен, — комментирует Алексей Мелещеня. – Разница в стоимости, например, в азиатском направлении составляет от 20 до 60% в пользу российского рынка. Естественно, уходить от нашего базового партнера и идти на более дешевые рынки нецелесообразно. Тем не менее, Беларусь сегодня отгружает молочную продукцию в более чем 40 стран мира: где-то это пробные партии, где-то «разведка боем» — поставляем, изучаем спрос, необходимые процедуры, возможные сложности в продвижении на рынок. 

Стараются производители снизить себестоимость и готовой продукции. Так, сейчас заводы перерабатывают практически 90% молочной сыворотки (в начале 2000-х этот процент едва достигал 30), что позволяет на 10—15% снизить ценовую нагрузку на основной продукт. Пока же 70—90% в структуре себестоимости – сырье. Цены на него в стране не самые низкие, а еще нужно учесть и тот факт, что масштабная модернизация на предприятиях потребовала больших капиталовложений. Зачастую речь идет о валютных кредитах под немалый процент. Сейчас волна выплат идет на спад, следовательно, в обозримом будущем можно ожидать снижения себестоимости. Это значит — время самого большого молока еще впереди.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter