Законотворческий “семестр”: оценки ставит жизнь

Подходит к завершению четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси. О некоторых итогах законотворческого “семестра” рассказывает заместитель Председателя Палаты представителей Сергей ЗАБОЛОТЕЦ.
— Сергей Макарович, удалось ли депутатам осуществить то, что планировалось накануне весенне-летней сессии?
— На первом пленарном заседании в сессионную повестку дня был включен 51 вопрос. В ходе сессии добавлялись по мере готовности и другие, и количество их почти удвоилось. Большинство вопросов уже рассмотрено, думаю, что к концу сессии мы примем порядка 60 законопроектов во втором чтении и порядка 35 — в первом. Но дело не только в статистике. Более важны своевременность и сбалансированность законодательных решений, их адекватность требованиям времени и национальным интересам. Сформированное правовое поле охватывает практически все сферы общественной жизни. Хотя сессия еще продолжается, уже можно сказать, что результативность есть.
Несмотря на злободневные законотворческие заботы, депутаты активно работают в своих избирательных округах, проводят прием граждан по личным вопросам, оказывают помощь в решении житейских вопросов. Продолжаются и наши рабочие контакты по линии международного и межпарламентского сотрудничества.
— Главная особенность сессии, несомненно, ее весомая политическая составляющая. Имею в виду обращение Президента с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию и рассмотрение Палатой представителей Программы деятельности правительства на 2006—2010 годы. У депутатов уже было время осмыслить ориентиры, обозначенные в Послании, в том числе по пересмотру действующего законодательства на предмет его соответствия жестким требованиям Президента по дебюрократизации. Что предполагается предпринять в этом направлении?
— Обновление законодательства с целью упрощения порядка решения тех или иных вопросов и отмены устаревших правовых норм, которые вызывают обоснованные нарекания граждан, мы начали в прошлом году, когда занялись корректировкой нормативной базы о нотариальной деятельности. В нынешнюю сессию вопросы, связанные с упрощением нотариальных услуг, урегулированы комплексно. Принят также ряд новых, взаимоувязанных правовых решений в русле утвержденных Президентом концептуальных направлений дебюрократизации всех организаций страны и его указов о совершенствовании работы с гражданами в государственных органах. Поступившие в Палату представителей законодательные инициативы депутаты прорабатывали в плотном взаимодействии с правительством, Администрацией Президента и другими участниками законотворческого процесса. Уже можно говорить о весомом правовом заделе по устранению бюрократизма и волокиты. Вот несколько примеров.
Поправками в некоторые законодательные акты упрощен порядок нотариальных действий по принципу “одного окна”. Так, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье определена компетенция государственных органов, регистрирующих акты гражданского состояния по выдаче справок и иных документов, содержащих сведения из записи актов гражданского состояния отделами загса, домами и дворцами гражданских обрядов. В гражданское судопроизводство предложено ввести стадию предварительного судебного заседания, что поспособствует более качественному и скорейшему рассмотрению гражданских дел. Законодательные нововведения предусматривают при государственной регистрации долевого права на недвижимое имущество возможность подачи заявления одним из правообладателей. Данная правовая норма, как представляется, обрадует законопослушных граждан, которые не имеют возможности зарегистрировать свое долевое право по причине отказа других дольщиков от участия в регистрации. Теперь этот барьер будет снят. Корректировка закона “О бухгалтерском учете и отчетности” позволяет упростить формирование учетной и отчетной информации, на основе которой строится национальная система налогообложения, статистики и ценообразования. Появилась новация и в Лесном кодексе. На правительство возложены полномочия по определению форм документов, которые выдаются как юридическим лицам, так и гражданам. Совет Министров будет также устанавливать перечень документов, необходимых для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, что предусматривает поправки в некоторые законы об организации работы с гражданами. Мы полагаем, что пресечению проявлений бюрократизма и волокиты поспособствует ужесточение административной ответственности. Соответствующее дополнение внесено в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Суть его в том, что в случае предъявления к человеку при выдаче справки требований, не предусмотренных законодательством в исчерпывающих перечнях, руководитель государственного органа, организации или иное должностное лицо подвергнутся штрафу в размере от четырех до десяти базовых величин.
В эту сессию депутаты одобрили ряд нормативных правовых актов главы государства, направленных на улучшение качества работы с гражданами, соблюдение их прав, свобод и законных интересов. К примеру, Декрет № 2 от 9 февраля текущего года отменяет требование регистрации паспортных данных физических лиц, приобретающих наличную иностранную валюту, если иное не предусмотрено законодательством о предотвращении доходов, полученных незаконным путем. Мы поддержали также Декрет № 18 от 14 декабря 2005 года, уменьшающий количество законодательных документов о деятельности политических партий, общественных организаций, их союзов и ассоциаций, и  Декрет № 6 от 10 апреля 2006 года, который создает более благоприятные условия для тех, кто решил заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Можно сказать, что этот документ является очередным шагом к заявительному принципу государственной регистрации предпринимателей. Полагаем, что он будет работать на улучшение предпринимательского климата и развитие предпринимательства, о чем говорил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства.
— Несколько неожиданным был результат голосования депутатов по Программе деятельности правительства на очередное пятилетие. Она одобрена единогласно, хотя, как правило, достичь консенсуса по такому серьезному и масштабному документу непросто. Чем, по вашему мнению, объясняется продемонстрированное депутатами единодушие?
— Хорошей подготовленностью документа в Совете Министров и снятием возникших у депутатов вопросов по содержанию правительственной программы еще на этапе ее предварительного обсуждения и согласования.
Представлению программы в Овальном зале премьер-министром Сергеем Сидорским предшествовало ее обсуждение на нескольких расширенных заседаниях профильной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту с участием большинства депутатов, вице-премьеров, министров, других руководящих работников министерств и ведомств. Обсуждение мы решили провести по тематическим блокам программы, что позволило проработать ее кардинально, оценить как с методологической, концептуальной стороны, так и со стороны конкретных мер, предложенных правительством, по реализации целей и приоритетов очередного пятилетия.
Депутаты достаточно придирчиво и вместе с тем непредвзято подошли к содержанию документа, задали 120 вопросов руководству и членам правительства, высказали свое видение тех или иных экономических и социальных проблем. Не обошлось и без дискуссий, но в целом состоялся, я сказал бы, конструктивный, полезный диалог. В результате такого заинтересованного взаимодействия депутатов с правительством получилась содержательная и вполне реальная программа, над которой правительство будет работать в ближайшие годы. Я особо выделил бы ее стратегическую линию на повышение уровня и качества жизни населения, создание благоприятствующих макроэкономических условий для субъектов хозяйствования и перевод экономики на инновационный путь.
Очень важным считаю тот факт, что траекторию движения в заданном направлении правительство детализировало, определив очередные шаги в укреплении финансовой системы государства, снижении налоговой нагрузки, постепенной либерализации ценообразования, повышении уровня конкурентоспособности продукции и эффективности внешнеэкономической деятельности, развитии рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, сокращении числа убыточных и неплатежеспособных предприятий. Отличительной чертой программы, на мой взгляд, является четкая расстановка приоритетов и наличие современных механизмов реализации социально-экономических задач. Думаю, что ее осуществление позволит вывести нашу страну в систему координат, определенных Президентом в Послании белорусскому народу и парламенту.
— Качество законотворческого продукта — важнейший критерий оценки взаимодействия парламента и правительства, поскольку именно правительство вносит в Палату представителей большинство законопроектов. Судя по правительственной программе и по тонусу обсуждения ее депутатами, стремление к укреплению партнерства в создании законов есть. Как оно проявляется, Сергей Макарович, на текущей сессии и на чем будет акцентировано в ближайшей перспективе?
— Вы заметили верно: хотя Палата представителей и Совет Министров имеют свою, очерченную Конституцией зону полномочий, мы является партнерами в решении государственных задач и прежде всего в формировании правового пространства страны. Законопроекты, вносимые правительством в Палату представителей, обсуждаются в правительстве с участием руководства палаты и депутатов, а после поступления в парламент “фильтруются” сначала на уровне рабочих экспертных групп, а потом профильными комиссиями. Причем депутаты и специалисты нашего Секретариата плотно взаимодействуют со специалистами Аппарата Совета Министров и ответственными работниками Администрации Президента. Мы выстроили хорошие деловые отношения. Так что все законодательные акты, принятые в эту сессию и за предыдущие годы, являются результатом наших совместных усилий по формированию и совершенствованию правового поля. Теперь нам надо не только закрепить наработанный опыт взаимодействия, но и сделать наше сотрудничество еще более деловым и более результативным. Особенно в обеспечении стабильности законодательства, в придании ему фундаментального, стратегического и, главное, стимулирующего характера, на что обратил внимание парламентариев и всех участников законотворческого процесса глава государства.
В специальном разделе Программы деятельности правительства четко определены важнейшие направления, по которым мы будем сотрудничать в разработке и принятии законопроектов по приоритетам социально-экономического развития страны. Они касаются всей совокупности экономических отношений, новых механизмов государственного управления и регулирования экономики, промышленной политики, инвестиционной деятельности, социальной защиты населения, совершенствования действующих кодексов и принятия новых, в том числе Бюджетного, Особенной части Налогового кодекса и других.
— Если посмотреть на законодательную базу, созданную за минувшее время сессии, объемно, без подробной расшифровки содержания каждого законопроекта, то в чем суть новаций в принятых депутатами наиболее значимых решениях?
— В блоке, я сказал бы так, резонансных решений, кроме правовых мер по дебюрократизации, о которых мы уже вели речь, самое существенное мне видится в следующем. Принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей позволило объединить в одном документе и систематизировать разрозненные законодательные акты по судебным вопросам, четко сформулировать задачи и принципы осуществления правосудия, компетенцию судов, статус судьи и народного заседателя, а также предъявляемые к ним требования. Единая система организации воздушного движения и деятельности в области авиации определена в новом Воздушном кодексе Республики Беларусь, который в отличие от действующего ранее кодекса больше наполнен нормами прямого действия. В нем конкретизирован перечень авиационных правил. Для обеспечения безопасности полетов прописана процедура предполетного личного досмотра пассажиров.
Защите прав граждан нашего государства послужат поправки, внесенные депутатами в закон о гражданстве, которые делают прием в гражданство Беларуси не формальной процедурой, создают барьер для фиктивных браков наших граждан с иностранцами. Иностранный гражданин, желающий ходатайствовать о получении белорусского гражданства, может отсутствовать в нашей стране не более трех месяцев в каждом из семи лет, необходимых для получения этого права. Автоматически будут получать наше гражданство дети, родившиеся за границей, если один из родителей является белорусским гражданином. Законодательно усилена защищенность белорусских детей, усыновленных иностранцами. Их белорусское гражданство прекращается только по достижении ими 18-летия.
Изменения в правовой базе таможенной сферы максимально упрощают процедуру таможенного оформления, не снижая при этом гарантии надежности охраны границы и обеспечения экономической безопасности государства. В новой редакции Таможенного кодекса закреплен переход на электронный документооборот, что поспособствует пресечению злоупотреблений со стороны работников таможенных органов.
Усовершенствовано гражданское законодательство, в том числе по очень важным вопросам статуса производственных, научно-производственных и иных объединений и концернов. Востребованные жизнью и правоприменительной практикой поправки внесены в Гражданский кодекс Республики Беларусь, что, полагаем, придаст новый стимул деятельности этих производственных структур.
Местные исполнительные и распорядительные органы получили право самостоятельно определять базовые ставки ежегодной арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности, исходя из кадастровой стоимости и целевого назначения участка, а физические лица — право заниматься ремесленной деятельностью по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В налоговые органы ремесленники будут платить ежегодно только одну базовую величину. По инициативе депутатов В.Н.Лекторова и В.М.Исаева принят законопроект, согласно которому руководителям лечебных учреждений разрешено работать по совместительству, чтобы они не утрачивали свою врачебную квалификацию. В четком законодательном поле, под правовым контролем будет развиваться рекламный бизнес. Запрещена реклама, побуждающая к насилию, агрессии, опасным действиям и иным деяниям, нарушающим законодательство.
Выпускникам высших и средних специальных учебных заведений бюджетной формы обучения вменено отрабатывать по распределению два года. Весь комплекс вопросов обучения в школе сфокусировал долгожданный в учительской среде законодательный акт об общем среднем образовании, закрепивший 12-летнее бесплатное обучение для получения общего среднего образования. Причем дети будут приниматься в школу без всяких экзаменов не раньше как с 6 и более лет, оценки в первом и втором классах не выставляются, а количество учеников в одном классе не должно превышать 25 человек.
Для более чем 30 тысяч матерей, воспитывающих детей до трех лет, предусматривается увеличение пособия по уходу за ребенком, равное 65% бюджета прожиточного минимума. Законодательно устанавливается порядок принудительной госпитализации и лечения несовершеннолетних, которые страдают алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Решение о принудительной госпитализации будет приниматься только судом.
Поправками в Кодекс о браке и семье впервые урегулированы вопросы суррогатного материнства, уточнены условия заключения брачного договора, заключения и расторжения брака, установления отцовства.
Особо хотел бы выделить ратификацию пакета белорусско-российских соглашений об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Союзного государства, на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Теперь белорусы в России, а россияне в Беларуси имеют одинаковые социальные и юридические права. Это не декларация, а реальные плоды сближения наших двух стран, в чем белорусские и российские парламентарии играют далеко не последнюю скрипку.
Одни из названных мной резонансных решений имеют широкое общественное звучание, другие востребованы только в некоторых сегментах общества, но все они, как и вся законодательная база, приняты в интересах устойчивого развития страны, в наших национальных интересах.
— Таким образом, подводя итоги нынешней сессии, можно сказать...
— ...что депутаты поработали продуктивно, подтвердив тем самым: Палата представителей является надежным соратником Президента, исполнительной и судебной ветвей власти в проведении внутренней и внешней политики страны. Мы не втянулись в политиканство, сосредоточившись на законотворчестве. Вместе с тем депутатский корпус проявил ясную и твердую гражданскую позицию по принципиальным политическим вопросам. Значительно вырос нормотворческий профессионализм депутатов-новобранцев, т.е. избранных в Палату представителей впервые, поэтому дело не стало заложником эмоций и личных амбиций. Наработан опыт взвешенного, вдумчивого подхода к взаимодействию с нашими законодательными партнерами. Идет поиск путей оптимизации законотворческого процесса. Все это дает мне основание утверждать, что новые задачи, которые стоят перед парламентом, нам по плечу. Такое же мнение и у моих коллег-депутатов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter