Законопослушным – зеленый, нарушителям – красный.

Для граждан Таможенного союза белорусские таможенники обещают увеличить количество зеленых коридоров.

Для граждан Таможенного союза белорусские таможенники обещают увеличить количество зеленых коридоров.

С началом работы Единого экономического пространства нагрузка на таможенные органы Беларуси заметно увеличилась, что показал уже первый месяц года. В январе 2012-го по сравнению с январем предыдущего года поток грузовых транспортных средств, пересекающих белорусский участок границы Таможенного союза, увеличился на 20 процентов. Заметно вырос грузопоток и в предыдущем году, в котором белорусские таможенники работали по единому Таможенному кодексу Таможенного союза с российскими и казахстанскими коллегами.

Говоря об итогах прошлого года в целом, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк заявил журналистам, что взятые на себя обязательства по взиманию таможенных платежей для России и Казахстана белорусская таможня выполнила в полном объеме. Представитель ГТК Беларуси при этом подчеркнул, что отменить контроль на внутренних границах ТС позволило созданное единое информационное пространство для работы таможенных служб трех стран, благодаря которому таможенники  имеют полную информацию о товаре вне зависимости от того, в какой точке общей границы Таможенного союза он ввозился или вывозился.
В национальный бюджет от платежей, собранных таможенными органами Беларуси, за  прошлый  год поступило 27,5 триллиона рублей, или более 5,5 миллиарда долларов по среднему годовому  курсу, в то время как в 2010 году таможенные поступления в бюджет были в два раза меньше – менее 13 триллионов рублей. Увеличился поток товаров и транспортных средств. Перемещение грузовых автомобилей через белорусский участок на границе Таможенного союза по сравнению с 2010-м возросло на 13%, тоннаж грузов – на 14%. К тому же значительно выросли белорусские экспортные поставки – на 62%.
Примечательно, что эти заметно возросшие внешнеторговые потоки на белорусской таможне оформляются без изменения численности работников, при этом  время, необходимое для выпуска товаров по таможенным процедурам, к концу 2011 года сократилось с 55 до 15 минут. Это стало возможно прежде всего благодаря широкому внедрению современных информационных технологий. Сейчас доля использования электронных таможенных документов в экспорте достигает 82%, в импорте – около 50%. Пока электронное декларирование проводится на добровольной основе. Но  с 17 июня нынешнего года оно в Таможенном союзе станет обязательным.
Для граждан Таможенного союза белорусские таможенники обещают увеличить и количество зеленых коридоров в пунктах пропуска. До этого выделение отдельных коридоров для движения граждан Таможенного союза решением Комиссии Таможенного союза в Беларуси проводилось в качестве эксперимента. Зеленые коридоры для граждан Таможенного союза уже действуют в пунктах пропуска «Варшавский мост», «Каменный Лог», «Брузги», «Берестовица». И сейчас это уже не эксперимент, а практика работы таможенных органов Беларуси.
Для обеспечения удобства как для тех, кто пересекает границу, так и для тех, кто на ней работает, постоянно совершенствуется и таможенная инфраструктура белорусской границы, в том числе и за счет средств Союзного государства. В 2011 году был открыт новый пункт пропуска «Домачево», а также приграничный терминал «Козловичи-2» на белорусско-польской границе. В 2012 году продолжится обустройство белорусско-литовского и белорусско-латвийского участков границы.
Еще одно направление работы – совершенствование самой нормативной базы ТС и ЕЭП. В настоящее время в рамках ТС таможенную деятельность регламентирует целый ряд документов, главный из которых – Таможенный кодекс Таможенного союза. Действуют также 26 международных соглашений и около 80 решений Комиссии Таможенного союза. А с 1 января нынешнего года вступил в силу пакет из 17 межгосударственных соглашений по формированию Единого экономического пространства. И хотя данные документы напрямую не касаются компетенции таможенных органов, работа в рамках ЕЭП непосредственно отражается и на деятельности пограничных служб.
И, естественно, таможенные службы ни на день не прекращают оперативную работу по пресечению контрабанды (в том числе организованной)  на территорию трех стран. Вот свежий пример совместной операции ГТК Беларуси и Федеральной таможенной службы России, в результате которой пресечен канал незаконных поставок пассажирских автобусов на территорию Таможенного союза. Автобусы ввозились из стран Евросоюза якобы для перевозки туристических групп из Гродно в Польшу. Однако после пересечения границы сразу следовали в Москву, где номера государственной регистрации стран Евросоюза менялись на дагестанские. Участники криминальной схемы были задержаны.
Всего за прошлый год таможенные органы Беларуси по результатам мероприятий по пресечению каналов контрабандных поставок товаров на территорию Таможенного союза, проведенных совместно с таможенными службами России и Казахстана, выявили 34 правонарушения. Стоимость задержанных товаров составила 7,6 миллиона долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter