Законодательницы минских мод

С 60-х годов 19-го века благодаря географическому положению, развитию путей сообщения и строительству железной дороги Минск начинает быстро превращаться в крупнейший промышленный центр Беларуси. Бойкий и современный, быстро усваивающий все новейшие достижения цивилизации, Минск становится городом промышленников и разночинцев. И если в начале 19-го века законодателями моды в городе являлись представители, а точнее, представительницы аристократии, то уже к последней четверти позапрошлого столетия в Минске на эту роль начинает претендовать богатая буржуазия.

С 60-х годов 19-го века благодаря географическому положению, развитию путей сообщения и строительству железной дороги Минск начинает быстро превращаться в крупнейший промышленный центр Беларуси. Бойкий и современный, быстро усваивающий все новейшие достижения цивилизации, Минск становится городом промышленников и разночинцев. И если в начале 19-го века законодателями моды в городе являлись представители, а точнее, представительницы аристократии, то уже к последней четверти позапрошлого столетия в Минске на эту роль начинает претендовать богатая буржуазия.

Спрос рождал предложение. Наряду с машиностроительной, обойной промышленностью, крупным стеклодувным производством и производством сельскохозяйственных орудий в городе возникает множество фабрик по выпуску изящной обуви, сеть модных магазинов, швейных ателье, где шьют одежду в соответствии с требованиями французских модных журналов, мастерских, где изготавливаются тончайшее белье, шляпки, веера и сумочки. А мода в 60-х годах 19-го века требует создания сложных женских туалетов, которые отличает обилие дорогих тканей и отделки. Женский костюм приобретает новые формы. Заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется, а на смену скромным кринолинам приходит откровенный тюрнюр — прикрепляющаяся сзади у талии конструкция из китового уса или подушечка, поддерживающая пышные складки юбки, обтягивающей живот и подчеркивающей изгиб женского тела. Лиф дамского платья (не открытого, как прежде, а с острым вырезом или высоким воротником, в складках и оборках) туго шнуруется в талии. Узкий силуэт подчеркивается несколькими рядами застежек. Увеличивается спрос на корсеты. Одна из лучших корсетных мастерских старого Минска — мастерская П.Гарфинкель-Карон — размещалась на улице Захарьевской, 83 (неподалеку от того места, где сегодня стоит ЦУМ). Ее изделия по качеству и внешнему виду не отставали от последних веяний моды. За этим очень следила хозяйка мастерской, которая выписывала все популярные парижские журналы мод. Расходы на подписку оправдывали себя — мастерская Гарфинкель-Карон была популярна как среди представительниц высшего света Минска, так и среди жен и дочерей богатых промышленников. До середины 19-го века на минских улицах можно было увидеть огромные чепцы, украшенные лентами, цветами и оборками, такие большие, что моднице трудно было повернуть голову, и она, как лошадь в шорах, могла смотреть лишь вперед. За размеры этот головной убор даже получил прозвище “кибитка”. Но к концу века шляпки приобретают новую форму: поля уменьшаются вплоть до полного отсутствия, тулья богато декорируется оборками, перьями или цветами. Еще одна сложность — вуалетки практически полностью выходят из моды, но загар по-прежнему неприличен. Поэтому в теплое время года дамы не расставались с ажурными зонтами. Платья “на выход” — на представления гастролирующих театров (благодаря удачному расположению Минск не минула практически ни одна из знаменитых мировых трупп), а также на приемы и светские рауты — согласно требованиям моды должны были быть в стиле “tapisser”: богатая отделка бантами, воланами, драпировками и плиссировками из тюля, кружевами, перьями экзотических птиц. Подчас все эти детали модного декора соединялись в одном туалете. Сочетались также в одном платье ткани контрастных цветов и фактур. Под длинные нижние юбки надевались панталоны до колена, которые, как и все прочие элементы дамского гардероба в те времена, обильно отделывались кружевом и рюшами, в моде была инкрустация кружевом. Очень модны ближе к концу 19-го века складные веера — в театр и на светские рауты. Непременным элементом одежды остаются перчатки. В дополнение к уличному или прогулочному платью носят замшевые перчатки на восьми пуговицах, костюм для визитов дополняется шелковыми перчатками, причем по тону они могут подбираться как к костюму, так и составлять ансамбль со шляпкой и сумочкой. Дополняющая женский костюм обувь всегда на каблуке. Для дома и вечера носят туфли, на улицу — высокие ботинки на шнурках, с резинкой или на пуговицах. Модную обувь в последней четверти 19-го века в Минске производили фабрика “Русь” М.И.Зибицкера (1875 год), фабрика Берлянда (1895 год), но уже к началу 20-го века в Минске появляются фабрики “Орел” общества русско-американского механического производства обуви, “Скороход” Московского акционерного общества кожи и механической обуви, фабрика Г.И.Гольдберга. Постепенно мода становится все более демократичной, и на исходе 19-го века сложные платья уступают место юбкам и жакетам с блузками, прогрессивные минские барышни начинают стричь волосы. Кстати, в те времена в Минске большим спросом пользовалась продукция фабрики гребней французских подданных Турнье и Колета. В конце 19-го века в центре Минска, где проживало обеспеченное население города, по улице Губернаторской, 13 размещался первоклассный универсальный магазин братьев К.и Н.Борщ, который имел семь отделений — белья, дамское, мужское, трикотажное, галантерейное, детских игрушек, а также зонтов, вееров и тростей. Тут же рядом, по Губернаторской, 17 — специальный магазин льняных и чулочных товаров акционерного общества “Изделия И.Л.Лимоне”. Следующий дом по той же Губернаторской — знаменитый магазин английских тканей, один из лучших в городе. Магазин стоял на том месте, где сегодня находится филиал ГУМа (Ленина, 6). Выбрав ткань, можно было отослать ее в одну из престижных швейных мастерских, которые размещались в центре, и, выбрав во французском журнале мод фасон, заказать платье. Неподалеку размещался ювелирный магазин И.М.Изгура, где продавались изделия из золота, серебра и драгоценных камней, а на Захарьевской, 59 (проспект Скорины) находился хорошо известный минчанкам магазин парфюмерии М.И.Бабаковского, где в большом выборе были духи и пудра, одеколоны и эликсиры, а также краска для волос. К 20-м годам XX века платья становятся совсем не многослойными и короткими — до середины икр, шляпка превращается в мягкий шлем, плотно облегающий коротко стриженную женскую головку, а на смену вальсу приходят степ и чечетка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter