В уголовный процесс широко вводится институт апелляции

Законные основания

В Парламенте Валерий Вакульчик ответил на вопросы журналистов. Многое из сказанного председателем КГБ публично прозвучало впервые
Некоторые итоги заседания очередной сессии Палаты представителей Национального собрания. В уголовный процесс широко вводится институт апелляции. Лица, совершившие преступления против государства за рубежом, не смогут избежать ответственности. Иностранные юрлица получат доступ к биржевым торгам в Беларуси, что облегчит выход на сопредельные рынки нашей продукции. Устанавливаются барьеры для скрытой рекламы алкоголя и табака под видом другой продукции.



Председатель Верховного Суда Валентин Сукало представлял дополнения и изменения в некоторые кодексы, которые касаются судопроизводства. Законопроект содержит ряд статей об апелляционном производстве, которые вводятся в Уголовно–процессуальный кодекс. Суть в том, что действующее законодательство предполагает кассационное обжалование и опротестование приговоров. Это проверка решения нижестоящего суда вышестоящим без исследования новых доказательств. Здесь возможны только два варианта: либо подтверждение предыдущего решения, либо его отмена. При апелляции же может быть вынесено новое решение.

Кроме того, предполагается введение института ускоренного производства. Когда есть признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Или менее тяжких преступлений. А также если факт преступления очевиден, а подозреваемый не отрицает своей вины. Эти и ряд других новаций принимаются в русле поступательной реформы судебно–правовой системы. Валентин Сукало напомнил, что соответствующая концепция установила пятилетний срок этой работы — с 2011 по 2015 год. Основная ее часть проделана, и реформа вошла в завершающую стадию. Ее финалом можно будет считать скорое принятие Кодекса о судоустройстве и статусе судей. После этого серьезных структурных изменений больше не планируется. Хотя процесс совершенствования работы, разумеется, постоянный.

Председатель КГБ Валерий Вакульчик представил ряд поправок в Уголовный и Уголовно–процессуальный кодексы. Главных нововведений два. Предложено не привлекать к уголовной ответственности людей, которые под давлением, в результате шантажа или угроз вынуждены были согласиться на сотрудничество с иностранными спецслужбами. Но при этом не имели намерения дальше такое сотрудничество вести. А вот для тех, кто склонен играть в шпионские игры, поле для маневра сужается. Суть в том, что человек, совершивший за границей преступление, может быть дома привлечен к ответственности лишь в том случае, если его деяние также считается преступлением в той стране, где оно совершено. Здесь тонкий момент. Живет человек в Беларуси, узнал важный государственный секрет. Потом поехал за рубеж и там кому–то его выдал. Вернулся — и никакого наказания не несет. Теперь этот номер не пройдет. За подобные вояжи и торговлю тайнами ответственность будет такая, какая предусмотрена нашим Уголовным кодексом.

Всего в повестку дня было внесено 13 вопросов. Предполагается, что до следующего заседания в Овальном зале депутаты разъедутся работать в округах.

В Парламенте Валерий Вакульчик ответил на вопросы журналистов. Многое из сказанного председателем КГБ публично прозвучало впервые.

О ситуации на ОАО «Мотовело»

— Комитет государственной безопасности задержал владельца «Мотовело», а также ряд должностных лиц этого акционерного общества. Своими действиями они затронули права и законные интересы более чем трех тысяч граждан — акционеров ОАО и причинили существенный ущерб в особо крупном размере. Это и вывод капитала, и вывоз оборудования, есть проблемы с функционированием предприятия. Ущемлены интересы тех людей, которые там работают, кто владеет акциями. Не менее трех эпизодов противоправной деятельности послужили основанием для возбуждения уголовного дела. Я не исключаю, что их будет больше. Мы примем все меры для того, чтобы установить истину, установить роль каждого, а также, возможно, не только тех, кто сейчас задержан, но и других лиц, причастных к этой деятельности. В том числе и должностных лиц государственных органов.

О «кроте» в КГБ

— К сожалению, Комитет государственной безопасности не стал исключением из спецслужб, в которых появлялись предатели. В результате реализации разработанной нами системы мер был установлен военнослужащий комитета, который сотрудничал с иностранной разведкой. В свою шпионскую деятельность он вовлек свою супругу. Мы не допустили их бегства за границу. Полностью задокументировали их противоправную деятельность, задержали с поличным. Их вина доказана в суде. Оба приговорены к 15 годам лишения свободы.

О деятельности белорусской контрразведки

— Всего в нашей стране было возбуждено три уголовных дела по статье «Шпионаж». Последнее — в мае этого года в отношении офицера разведки одного из иностранных государств. Он арестован и находится в СИЗО КГБ. По статье «Измена государству» за все время осуждены 11 граждан Беларуси. За последний год — 4. Кроме того, нужно понимать, что есть кадровые разведчики иностранных спецслужб, имеющие статус дипломатов. Персонами нон грата за осуществление деятельности, не совместимой со статусом дипломата, за все время были объявлены 10 человек. 2 из них — в течение последнего года. Все они установлены с соблюдением норм международного права, задержаны с поличным в моменты осуществления разведывательной деятельности. Это соответствующим образом задокументировано и оформлено.

Об осужденном в Польше якобы белорусском шпионе Ленивко

— Этот человек никогда не был агентом белорусских спецслужб. Он обыкновенный мошенник. И объектом его мошенничества стала иностранная разведка. В 2011 году на основании имеющихся фактов в отношении его Комитетом госбезопасности было возбуждено уголовное дело по статье «Измена государству». Санкции этой статьи намного более строгие, чем те, по которым он осужден в Польше. Причем он осужден не за шпионаж, а за введение в заблуждение спецслужбы путем предоставления заведомо ложной информации. Говорить о том, что он шпион, не стоит. Но судьба Ленивко весьма показательно демонстрирует работу отдельных иностранных разведок. В частности, совершенно циничное отношение польской разведки к своему источнику, его безопасности и его судьбе. Пока он был нужен хозяевам, они с ним работали и ему платили. Когда перестал быть нужен — оказался за решеткой. Это очень наглядный пример для каждого, у кого возникнет мысль удовлетворять свои интересы путем предательства и ущемления интересов родины.

О вероятности провокаций во время президентских выборов

— Мы должны быть к этому готовы. Не только во время выборов. Провокации могут быть и после, и вообще вне зависимости от выборов. Такова наша работа. Мы должны этим заниматься. Но реальных условий и предпосылок для этого я пока не вижу.

О белорусских участниках боевых действий в Украине

— Если есть доказательства того, что человек там участвует в боевых действиях как наемник, то есть получает за это деньги, то он подлежит ответственности по статье «Наемничество». Она не относится к компетенции КГБ, но не учитывать такие факты мы не можем. Вы понимаете, что люди едут туда убивать людей, а потом они приедут сюда и будут среди нас? Как мы должны к этому относиться? Это вопрос для каждого, в том числе и для журналистов, чтобы задуматься над этой проблемой. Эти люди должны понимать, что рано или поздно им придется отвечать.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 110 (24740). Пятница, 12 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter