При проведении экспертизы национальных законопроектов нужно учитывать модельные законы интеграционных сообществ
Татьяна МОСКАЛЬКОВА, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Комиссия по законодательству и Регламенту совместно с представителями других комиссий выработала ряд конкретных предложений, направленных на совершенствование правовых основ Союзного государства. И, в частности, нормотворческой деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание прошло несколько этапов становления, в том числе и определенную юридическую эволюцию, в части принимаемых парламентских актов.
В 1996 году было создано Сообщество Беларуси и России, которое могло принимать только модельные законодательные акты с юридической рекомендацией. Когда был создан Союз Беларуси и России, мы с вами выработали решение о праве принимать акты, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию парламентами государств-участников. В 2000 году, до того, как был подписан Договор 1999 года о создании Союзного государства Беларуси и России, было принято решение о возможности принятия законов прямого действия и основ законодательства. Но в этом же документе было зафиксировано, что принятие законов возможно после утверждения Конституционного акта.
Конституционный акт пока не принят, но в Договоре мы определили переходное положение, до создания постоянно действующего парламента Союзного государства и до принятия Конституционного акта все полномочия переходят к Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России. Поэтому уже несколько лет ведется дискуссия о форме, статусе и уровне нормативного правового акта Союзного государства, который может регулировать те или иные направления.
Часть экспертов и парламентариев считает, что до принятия Конституционного акта невозможно принятие законодательного акта уровня “основа” и “закон”. Другая часть считает, что переходный период позволяет решать таким образом этот вопрос. На сегодняшний день мы с вами не имеем единого выработанного решения, но имеем наработки практического содержания, которые требуют правового юридического оформления.
Правоприменительная практика позволила нам с вами сформировать постоянно действующий союзный бюджет в пять миллиардов рублей, который конкретно используется на программы и совместные мероприятия Союзного государства. Они дали эффект, и таких успехов не имеет ни одна интеграционная система на постсоветском пространстве, а их у нас пять – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС и Союзное государство, но ни одна из интеграционных систем не имеет общего бюджета и не финансирует совместные программы, как в Союзном государстве.
Когда мы наработали эту практику, встал вопрос, какой законодательный акт определит порядок формирования, расходования бюджета и установления контроля за его расходованием. Поэтому на протяжении десяти лет шла очень серьезная, напряженная и результативная работа экспертов и депутатов Парламентского Собрания по созданию правового продукта, название которого – “О порядке формирования и расходования союзного бюджета”. На сегодняшний день он создан, но не определены его правовые форма и статус.
Вторая группа нормативных правовых актов, наработанная сегодня и подготовленная к вынесению на обсуждение высшего уровня, связана с вопросами собственности Союзного государства. Новое положение о вопросах собственности разрешает проблемы порядка отнесения имущества Союзного государства, категории имущества, подлежащие учету и оценке в целях формирования собственности Союзного государства, особенности отражения в бюджетном учете стоимости имущества союзного и приобретаемого за счет средств бюджета Союзного государства, порядок и пределы распоряжения имущества, созданного и приобретаемого за счет средств бюджета СГ, методики определения основных экономических показателей, эффективности управления имуществом, созданным и приобретаемым за счет средств бюджета Союзного государства. Такой вот, если коротко, круг вопросов регулируется данным правовым актом.
Шестнадцатого марта Постком СГ направил в Госкомитет по имуществу Беларуси и в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ дополнительно “Положение об учете имущества СГ” – самостоятельный принципиально новый нормативно-правовой акт, который позволяет учитывать и поддерживать в актуальном состоянии имущество СГ.
Другой нормативный акт называется “Стандарты оценки имущества СГ”. Кроме того, Постком СГ направил в Госкомитет Беларуси и Федеральное агентство по управлению имуществом России проекты национальных нормативно-правовых актов, наделяющих Госкомитет по имуществу Беларуси и Федеральное агентство по управлению госимуществом России полномочиями по ведению Реестра имущества СГ на территориях Беларуси и России соответственно, также подготовлены три проекта нормативно-правовых актов для рассмотрения Советом Министров СГ. Первый – “Положение о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд органов, организаций Союзного государства”, важный практический документ, который позволит нам определиться в этой сфере отношений. Второй – “Порядок подготовки и реализации проектов (программа) СГ” и третий – “Порядок формирования и использования бюджета СГ” в новой редакции, о котором я уже говорила.
Другая группа проблем связана с выработкой основ законодательства. Согласно Договору о создании СГ основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения СГ и государств-участников. Основы законодательства не имеют прямого действия и реализуются путем принятия национальных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам. В качестве таких основ сегодня предлагаются “Основы по вопросам безопасности СГ”, и Комитет по безопасности и обороне СГ работает над такими основами. К нормативным актам рекомендательного характера относятся сами рекомендации и модельные законы, которые могли бы быть ориентированы для наших национальных систем. Очень важно на сегодняшнем этапе выработать систему сближения двух правовых систем в экономической сфере, сфере безопасности и обороны, в сфере собственности и гражданско-правовых отношений. Без выравнивания правовых систем трудно будет выйти на единую правоприменительную практику. Поэтому с учетом того что мы, Россия и Беларусь, являемся также участниками других интеграционных систем – ЕврАзЭС, который принимает рекомендательные акты, ОДКБ, которая принимает модельные законы, СНГ, который принимает модельные законы, нам нужно подумать о том, чтобы в регламентах парламентов наших государств были обязанности, при проведении экспертизы национальных законопроектов учитывать рекомендации и модельные законы СГ и интеграционных сообществ, где мы участвуем. Без сближения систем трудно будет выйти на единое понимание интеграционных процессов и единение систем.
В заключение разрешите высказать свое мнение по поводу целесообразности реализации следующих мер в правовой сфере. Нужно провести обмен планами законопроектных работ между Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации. Очень важно нам соотнести наше видение развития правовых систем на ближайшую и отдаленную перспективу. Госдума принимает раз в полгода примерную программу законотворческих работ и каждый месяц – календарь принятия проектов законодательных актов. Желательно, чтобы между нашими парламентами был этот обмен и информирование по перспективам развития. Необходимо также направление парламентами государств – участников Союзного государства в ПС плана законопроектной работы с последующим обсуждением в комиссиях ПС согласованности нормотворческих процессов в государствах-участниках. Эти обязанности следовало бы возложить решением палат парламента государств-участников на соответствующие комиссии или комитеты по законотворчеству. Важно и направление национальных законопроектов, затрагивающих вопросы строительства СГ, интересы граждан СГ и предметы ведения СГ, для информации в Парламентское Собрание. ПС при таком подходе стало бы форумом по обсуждению законов, затрагивающих союзную тематику. Необходимо осуществление профильными комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников экспертизы законопроектов на соответствие нормам Договора о создании СГ, международных договоров и других нормативно-правовых актов в рамках СГ.