Законное сближение

При проведении экспертизы национальных законопроектов нужно учитывать модельные законы интеграционных сообществ

При проведении экспертизы национальных законопроектов нужно учитывать модельные законы интеграционных сообществ

Татьяна МОСКАЛЬКОВА, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

Комиссия по законодательству и Регламенту совместно с представителями других комиссий выработала ряд конкретных предложений, направленных на совершенствование правовых основ Союзного государства. И, в частности, нормотворческой деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание прошло несколько этапов становления, в том числе и определенную юридическую эволюцию, в части принимаемых парламентских актов.

В 1996 году было создано Сообщество Беларуси и России, которое могло принимать только модельные законодательные акты с юридической рекомендацией. Когда был создан Союз Беларуси и России, мы с вами выработали решение о праве принимать акты, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию парламентами государств-участников. В 2000 году, до того, как был подписан Договор 1999 года о создании Союзного государства Беларуси и России, было принято решение о возможности принятия законов прямого действия и основ законодательства. Но в этом же документе было зафиксировано, что принятие законов возможно после утверждения Конституционного акта.

Конституционный акт пока не принят, но в Договоре мы определили переходное положение, до создания постоянно действующего парламента Союзного государства и до принятия Конституционного акта все полномочия переходят к Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России. Поэтому уже несколько лет ведется дискуссия о форме, статусе и уровне нормативного правового акта Союзного государства, который может регулировать те или иные направления.

Часть экспертов и парламентариев считает, что до принятия Конституционного акта невозможно принятие законодательного акта уровня “основа” и “закон”. Другая часть считает, что переходный период позволяет решать таким образом этот вопрос. На сегодняшний день мы с вами не имеем единого выработанного решения, но имеем наработки практического содержания, которые требуют правового юридического оформления.

Правоприменительная практика позволила нам с вами сформировать постоянно действующий союзный бюджет в пять миллиардов рублей, который конкретно используется на программы и совместные мероприятия Союзного государства. Они дали эффект, и таких успехов не имеет ни одна интеграционная система на постсоветском пространстве, а их у нас пять – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС и Союзное государство, но ни одна из интеграционных систем не имеет общего бюджета и не финансирует совместные программы, как в Союзном государстве.

Когда мы наработали эту практику, встал вопрос, какой законодательный акт определит порядок формирования, расходования бюджета и установления контроля за его расходованием. Поэтому на протяжении десяти лет шла очень серьезная, напряженная и результативная работа экспертов и депутатов Парламентского Собрания по созданию правового продукта, название которого – “О порядке формирования и расходования союзного бюджета”. На сегодняшний день он создан, но не определены его правовые форма и статус.

Вторая группа нормативных правовых актов, наработанная сегодня и подготовленная к вынесению на обсуждение высшего уровня, связана с вопросами собственности Союзного государства. Новое положение о вопросах собственности разрешает проблемы порядка отнесения имущества Союзного государства, категории имущества, подлежащие учету и оценке в целях формирования собственности Союзного государства, особенности отражения в бюджетном учете стоимости имущества союзного и приобретаемого за счет средств бюджета Союзного государства, порядок и пределы распоряжения имущества, созданного и приобретаемого за счет средств бюджета СГ, методики определения основных экономических показателей, эффективности управления имуществом, созданным и приобретаемым за счет средств бюджета Союзного государства. Такой вот, если коротко, круг вопросов регулируется данным правовым актом.

Шестнадцатого марта Постком СГ направил в Госкомитет по имуществу Беларуси и в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ дополнительно “Положение об учете имущества СГ” – самостоятельный принципиально новый нормативно-правовой акт, который позволяет учитывать и поддерживать в актуальном состоянии имущество СГ.

Другой нормативный акт называется “Стандарты оценки имущества СГ”. Кроме того, Постком СГ направил в Госкомитет Беларуси и Федеральное агентство по управлению имуществом России проекты национальных нормативно-правовых актов, наделяющих Госкомитет по имуществу Беларуси и Федеральное агентство по управлению госимуществом России полномочиями по ведению Реестра имущества СГ на территориях Беларуси и России соответственно, также подготовлены три проекта нормативно-правовых актов для рассмотрения Советом Министров СГ. Первый – “Положение о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд органов, организаций Союзного государства”, важный практический документ, который позволит нам определиться в этой сфере отношений. Второй – “Порядок подготовки и реализации проектов (программа) СГ” и третий – “Порядок формирования и использования бюджета СГ” в новой редакции, о котором я уже говорила.

Другая группа проблем связана с выработкой основ законодательства. Согласно Договору о создании СГ основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения СГ и государств-участников. Основы законодательства не имеют прямого действия и реализуются путем принятия национальных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам. В качестве таких основ сегодня предлагаются “Основы по вопросам безопасности СГ”, и Комитет по безопасности и обороне СГ работает над такими основами. К нормативным актам рекомендательного характера относятся сами рекомендации и модельные законы, которые могли бы быть ориентированы для наших национальных систем. Очень важно на сегодняшнем этапе выработать систему сближения двух правовых систем в экономической сфере, сфере безопасности и обороны, в сфере собственности и гражданско-правовых отношений. Без выравнивания правовых систем трудно будет выйти на единую правоприменительную практику. Поэтому с учетом того что мы, Россия и Беларусь, являемся также участниками других интеграционных систем – ЕврАзЭС, который принимает рекомендательные акты, ОДКБ, которая принимает модельные законы, СНГ, который принимает модельные законы, нам нужно подумать о том, чтобы в регламентах парламентов наших государств были обязанности, при проведении экспертизы национальных законопроектов учитывать рекомендации и модельные законы СГ и интеграционных сообществ, где мы участвуем. Без сближения систем трудно будет выйти на единое понимание интеграционных процессов и единение систем.

В заключение разрешите высказать свое мнение по поводу целесообразности реализации следующих мер в правовой сфере. Нужно провести обмен планами законопроектных работ между Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации. Очень важно нам соотнести наше видение развития правовых систем на ближайшую и отдаленную перспективу. Госдума принимает раз в полгода примерную программу законотворческих работ и каждый месяц – календарь принятия проектов законодательных актов. Желательно, чтобы между нашими парламентами был этот обмен и информирование по перспективам развития. Необходимо также направление парламентами государств – участников Союзного государства в ПС плана законопроектной работы с последующим обсуждением в комиссиях ПС согласованности нормотворческих процессов в государствах-участниках. Эти обязанности следовало бы возложить решением палат парламента государств-участников на соответствующие комиссии или комитеты по законотворчеству. Важно и направление национальных законопроектов, затрагивающих вопросы строительства СГ, интересы граждан СГ и предметы ведения СГ, для информации в Парламентское Собрание. ПС при таком подходе стало бы форумом по обсуждению законов, затрагивающих союзную тематику. Необходимо осуществление профильными комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников экспертизы законопроектов на соответствие нормам Договора о создании СГ, международных договоров и других нормативно-правовых актов в рамках СГ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter