Законное право знать

В наше бурное время, когда стремительно развиваются промышленность и сельское хозяйство, наверняка возрастает и нагрузка на окружающую среду. Имеют ли простые граждане законное право на получение информации экологического характера? Кто должен предоставлять такую информацию? Зинаида ГУЛЕВИЧ, г.Молодечно
Как сообщил начальник отдела международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр РАЧЕВСКИЙ, в настоящее время в Беларуси разрабатывается проект Закона “Об экологической информации”. Необходимость в нем появилась после того, как наша страна стала в 1999 году стороной Конвенции о доступе к экологической информации и участии общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды” (Орхусской конвенции). Ратифицировала ее Республика Беларусь в 2001 году.
Уникальность Орхусской конвенции заключается в том, что она дает максимально широкое определение экологической информации, призывает государственные органы собирать и предоставлять информацию, а также обеспечивает защиту экологических прав граждан. Закон Республики Беларусь “Об экологической информации”, по мнению специалиста, станет правовым механизмом реализации в Беларуси условий международного документа.
Целью законопроекта составители считают обеспечение права на получение достоверной, быстрой и полной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов у органов государственной власти и управления, которым отводится роль объектов (источников) экологической информации. При этом нормативный документ декларирует, что доступ к экологической информации является неотъемлемым и безусловным правом любого гражданина, вне зависимости от срока давности запрашиваемого фактического материала. В предлагаемом законопроекте будут оговорены процедуры рассмотрения обращений и запросов юридических и физических лиц, порядок обращения за экологической информацией, а также ответственность должностных лиц, виновных в незаконном ограничении доступа к экологической информации. Отдельная статья посвящена ограничениям в предоставлении экологической информации. Они относятся к тем случаям, когда запрашиваемая информация затрагивает интересы национальной безопасности; конфиденциальность в работе высших органов власти и управления; вопросы, находящиеся на рассмотрении судебных органов; коммерческую или производственную тайну и некоторые другие сферы. Отказ в предоставлении экологической информации может последовать, когда это связано с оглашением незаконченных материалов, находящихся на стадии подготовки; когда запрос сформулирован в слишком общем виде либо предоставление такой информации требует специальных исследований, трудоемких подсчетов или обработки данных.
Согласно законопроекту, в понятие “экологическая информация” входят не только сведения о состоянии окружающей среды и ее отдельных элементов, но и о факторах, видах деятельности, воздействующих на окружающую среду, о планах, программах и политических решениях, способных повлиять на здоровье человека.
Кстати, на территории Беларуси в перспективе планируется создать сеть Орхусских центров, работа которых будет направлена на расширение доступа общественности к экологической информации, подчеркнула заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Галина ВОЛЧУГА. Создание таких центров является одним из условий Орхусской конвенции.
Первый Орхусский центр открылся в Минске 20 декабря 2005 года, напомнила Галина ВолЧуга. Центр работает на базе НИЦ “Экология” Минприроды в тесном взаимодействии с общественными экологическими организациями. Основные функции этой структуры — предоставление экологической информации гражданам, популяризация Орхусской конвенции, проведение консультаций по вопросам, касающимся безопасности среды проживания. При этом работа центра основана на сотрудничестве с организациями, владеющими информационными потоками правительственно-законодательного, научного, технологического характера, и предполагает обеспечение для населения широкого доступа к этой информации.
Чаще всего граждане обращаются за информацией о состоянии окружающей среды на определенных территориях, о радиационном загрязнении, за сведениями о безопасности пищевых продуктов и добавок, о птичьем гриппе. Среди представителей промышленных предприятий наиболее востребована информация о нормативных документах; консультируются они и при выборе места для размещения новых объектов.
В настоящее время задача Минприроды заключается в том, чтобы адаптировать экологическую информацию для широкой общественности. “Многие цифры и термины понятны только профессионалам, а нам необходимо сделать тексты доступными для понимания всех заинтересованных”, — считает Александр Рачевский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter