Законно, но несправедливо...

Почему пенсионер получил неперерегистрированные чеки “Жилье”?В декабре 2005 года мой дедушка Иосиф Герасимович Н. в банке получил чеки “Жилье”. Через несколько лет он захотел подарить их своему сыну, но оказалось, что они уже недействительны. Дедушка обратился в районный суд, но в удовлетворении иска о продлении срока перерегистрации чеков ему было отказано. Разве справедливо, что у дедушки фактически отняли чеки “Жилье”? Что делать с ними сегодня?Алина З., г.п.Ивенец, Воложинский район

Именные приватизационные чеки “Жилье” — это государственные ценные бумаги Республики Беларусь. Они обеспечены государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам, свидетельствуют о праве их владельцев на долю в приватизируемом имуществе и выражают размер этой доли — так называемую жилищную квоту.
Указанные ценные бумаги учитываются на специальном (чековом) счете их владельца, который открывается в филиале АСБ “Беларусбанк” по месту жительства либо месту пребывания владельца.
Действительно, согласно пункту 1.1. Декрета Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 года № 6 “Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков “Жилье” (далее — Декрет) все владельцы чеков до 1 января 2007 года обязаны были перерегистрировать их в АСБ “Беларусбанк”. Если до указанной даты чеки не были перерегистрированы, то они считаются недействительными и подлежат сдаче в местные исполнительные и распорядительные органы для уничтожения.
Однако если перерегистрация чеков “Жилье” была невозможна по причине болезни их собственника или его длительного отсутствия в Республике Беларусь, то установленный срок продлевается на время болезни либо отсутствия. Лицам, которые не перерегистрировали чеки по другим уважительным причинам, данный срок может быть продлен по решению суда при соблюдении общего срока исковой давности, установленного для предъявления иска в суд. Этот срок три года.
Вот и решил пенсионер Иосиф Герасимович попытать счастья — отстоять свои чеки “Жилье”, заслуженные и законно начисленные ему когда-то государством. С этой целью он обратился в суд Воложинского района с исковым заявлением о продлении срока их перерегистрации. Однако веских уважительных причин пропуска этого срока у него не оказалось, поэтому в удовлетворении иска суд обоснованно отказал. Кассационная судебная инстанция оставила решение районного суда без изменений, и оно вступило в законную силу. С точки зрения действующего законодательства все сделано правильно. Закон вроде бы не нарушен. Ведь чеки “Жилье” пожилой человек не перерегистрировал по причине незнания норм Декрета, а может быть, забывчивости, свойственной в его возрасте. Но суду эти причины не показались уважительными, чтобы продлить установленный Декретом срок.  
Казалось бы, можно поставить точку и забыть эту грустную историю. Но попробуем взглянуть на нее с другой стороны. Справедливо ли лишать пенсионера, добросовестно проработавшего многие десятки лет на благо общества, его законной доли в приватизируемом имуществе, безвозмездно переданной ему государством, только по формальным основаниям — по той простой причине, что он своевременно не написал в банк заявление с просьбой о перерегистрации своих чеков? Ведь он — заслуженный человек, достигший солидного возраста, а не какой-то мошенник, скупивший путем обмана за бесценок у простых людей огромное количество чеков “Жилье” с целью личной наживы и забывший их перерегистрировать. Думаю, большинство читателей “НГ” согласятся — несправедливо. С мошенником в этой ситуации все было бы ясно и понятно. Но самое главное — справедливо. Несомненно, что и Декрет был направлен именно против таких недобросовестных лиц. Но случайно пострадал пенсионер. Тогда, в далеком декабре 2005 года, Иосиф Герасимович даже не мог предположить, что из-за такой мелочи, как отсутствие заявления, в будущем его ценные бумаги могут стать недействительными. Если бы он только знал об этом! Несомненно, поступил бы иначе. Но, к сожалению, не знал. Возможно, работники банка не объяснили ему, как следует поступить в рамках правовых норм Декрета, что необходимо сделать, чтобы перерегистрировать чеки “Жилье”, а также какие правовые последствия наступят в случае их неперерегистрации. А возможно, пожилой человек что-то не так понял или перепутал. И сегодня мы имеем то, что имеем: недействительные чеки “Жилье”, недовольство Иосифа Герасимовича, утраченное им здоровье и многочисленные жалобы в различные государственные инстанции.
Вот и получается, уважаемая Алина, что все судебные постановления вынесены в соответствии с действующим законодательством. А что касается справедливости, то это категория не правовая, а нравственная, поэтому во внимание она не принимается. Ну а чеки “Жилье”, полученные когда-то Иосифом Герасимовичем, к сожалению, сегодня не представляют ценности и подлежат уничтожению в установленном порядке.

Присылайте ваши правовые вопросы на e-mail jurist@ng.by или на почтовый адрес редакции с пометкой “Ваше право”.
Ответы на наиболее актуальные вопросы будут опубликованы в “НГ”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter