Закон судебной перспективы

Исходя из самых приблизительных подсчетов, ежегодно в нашей стране в суды общей юрисдикции вызывается более полутора миллионов человек.
Исходя из самых приблизительных подсчетов, ежегодно в нашей стране в суды общей юрисдикции вызывается более полутора миллионов человек. Нетрудно подсчитать, во что обходится стране отрыв такого количества людей от работы, - даже если предположить идеальную оперативность свершения правосудия...

Этот факт обнародовал председатель Верховного суда Валентин Сукало на коллегии, посвященной итогам работы белорусской юстиции в прошедшем году. Вместе с тем эффективность нашей Фемиды, которая во многом связана именно со своевременностью принятия решений, пока еще далека от образцовой. Показательный пример: в Первомайском суде Минска одно из дел о признании права собственности на квартиру находится с февраля 1999 года, назначалось к слушанию 13 раз и до сих пор не рассмотрено. Как отметил Валентин Сукало, "мы прекрасно понимаем, что такие факты не единичны, и поэтому абсолютное большинство жалоб граждан на волокиту следует признать справедливыми и обоснованными".

Впрочем, некоторым оправданием может служить то, что прошлый год для наших судов выдался крайне напряженным. На фоне общего усложнения криминальной обстановки все-таки удалось не допустить серьезных судебных просчетов и справиться со всем объемом поступивших дел. Судами было рассмотрено более 51 тысячи уголовных, свыше 162 тысяч гражданских и около 289 тысяч административных дел. В рамках проводимой судебной реформы пересмотрено более 27 тысяч уголовных дел, в результате чего освобождено от наказания 2.700 человек. Кроме того, дополнительной нагрузкой на судей стала реализация закона об амнистии. Тем не менее председатель Верховного суда, оценивая в целом работу своих коллег, предпочел высказаться жестко и принципиально.

В частности, особую тревогу у него вызвало то, что в прошлом году было необоснованно осуждено 17 человек, ухудшилось качество правосудия в областных судах, где рассматриваются дела о наиболее опасных преступлениях и любые судебные ошибки влекут за собой очень серьезные юридические последствия. Граничащей со злоупотреблениями была названа ситуация, при которой, например, судьями возвращались права водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения.

В одну из серьезнейших проблем превратилась практика оптимального назначения уголовного наказания. Допустим, за такое тяжкое преступление, как получение взятки при отягчающих обстоятельствах, в прошлом году было осуждено 100 человек.

Соответствующая статья Уголовного кодекса предусматривает наказание от 5 до 10 лет лишения свободы. Но столь суровая кара постигла лишь 12 человек. К остальным была применена статья 70 УК "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление", и они отделались "легким испугом": исправительными работами, ограничением свободы, арестом или вообще... денежным штрафом. Естественно, в контексте общего усиления борьбы с коррупцией Верховный суд не смог оставить без внимания создавшееся положение и намерен рассмотреть его на одном из своих пленумов в нынешнем году.

С другой стороны, не вселяет оптимизма и прямо противоположная практика немотивированного назначения сверхдлительных сроков заключения. Так, в прошлом году к лишению свободы на срок от 15 до 25 лет было осуждено 249 человек, свыше 25 лет - 6 человек. А к пожизненному заключению, являющемуся исключительно альтернативой смертной казни, был приговорен 21 человек. Такой подход ставит в очень сложное положение нашу пенитенциарную систему, которая сегодня откровенно задыхается от переизбытка так называемого спецконтингента.

Вообще, как считает Валентин Сукало, одним из факторов действенности нашего правосудия является степень его скоординированности с другими силовыми ведомствами. В первую очередь подобное взаимодействие целесообразно при анализе структуры и динамики преступности. К примеру, фактическое "забвение" такой формы сотрудничества, как обобщение следственной и судебной практики, не позволяет сегодня профессионалам объяснить неожиданный рост хулиганства в стране на 45,5 процента или значительный всплеск преступлений, связанных с наркотиками, в первую очередь в Гомельской и Витебской областях. А ведь положительные результаты при тесном контакте всех правоохранителей, как правило, не заставляют себя долго ждать. Достаточно вспомнить, что в прошлом году совместная работа Верховного суда, Прокуратуры и Следственного комитета при МВД позволила четко определить понятие "организованная преступная группа" и тем самым излечить одну из болячек повседневной судейской практики...

Обозначая на коллегии задачи на ближайшее будущее, председатель Верховного суда заявил: "...Нам следует наметить и провести целый комплекс мер по улучшению качества правосудия в судах всех уровней. В первую очередь необходим принципиальный и объективный анализ допущенных ошибок".

В частности, предполагается оказывать практическую помощь судьям, допускающим систематические просчеты в работе, с одной стороны. А с другой - совершенствовать специализацию лучших судей (к счастью, таких у нас, оказывается, немало. - С.К.), постоянно обобщать судебную практику, проводить учебу во всех формах и т.д.

Словом, есть все основания полагать, что в наступившем году наша юстиция еще на один шаг приблизится к идеалу и заставит хотя бы некоторых из нас осознать мудрость изречения Вольтера: "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter