Закон сохранения капитала

О бизнесе

Бизнес — не статичен. Чем мобильнее и прозорливее его хозяин, тем успешнее дело. Поэтому миграция капиталов и активов — процесс повсеместный и естественный. Как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек — где рыба. Поэтому и взоры коммерсантов часто устремляются туда, где общие условия деятельности сулят большие прибыли. Есть на то объективные причины, случается, решение диктует резкое изменение экономической ситуации в том или ином регионе. Какой отсюда вывод? Успешность страны в привлечении внешнего капитала и сохранении национального бизнеса зависит от способности оперативно реагировать на изменения конъюнктуры.


На такие размышления навели цифры. В январе — марте статистика зафиксировала некоторый приток капитала, но уже с апреля процесс, что называется, пошел в обратную сторону. Около 200 миллионов долларов в квартал. К концу года такими темпами экономика может недосчитаться 1 миллиарда долларов. Направления — Россия, Украина, Казахстан, страны Балтии, Польша. Но это не просто перевод денег. Мигрируют бизнес–активы. Конечно, как уже говорила, процесс этот перманентный и происходит практически везде. Но данное обстоятельство тем не менее не дает повода наблюдать за ситуацией в бездействии.


По мнению экспертов, причин нынешнего оттока несколько. С одной стороны, влияние оказала экономическая ситуация и прежде всего валютный кризис. Назвать точную цифру предпринимателей, которые сворачивают здесь бизнес, невозможно. К сожалению, такой статистики нет. Но можно проследить, как уходит бизнес. Александр Синкевич, директор консалтинговой компании «Синкевич Технолоджиз» выделяет несколько вариантов: «В любой стране любой дальновидный бизнесмен параллельно основной деловой линии создает своего рода запасные аэродромы. Например, в виде филиалов. То есть диверсифицирует бизнес. Это нормальный процесс. Как и перенос центра активности с одного направления на другое в зависимости от складывающихся внешних условий. В очевидно лучшую среду могут переезжать целыми коллективами и производствами». Директор центра деловых коммуникаций BEL.BIZ Татьяна Маринич считает, что это напоминает ту волну, которая была в 2008 году. Но тогда, к слову, как только ситуация улучшилась, бизнес начал возвращаться. Возможно, так произойдет и на сей раз...


Однако, кроме внутриэкономической, есть и геоэкономическая конъюнктура. С запуском Таможенного союза рынок многократно расширился. Теперь, по сути, это единое пространство. А для бизнеса и инвесторов важна любая деталь. Например, ключевые налоги — на прибыль, НДС, отчисления на соцзащиту — в России и Казахстане существенно ниже.  Беларусь по этим параметрам пока проигрывает страновую конкуренцию государствам–партнерам. Наметилась и такая тенденция. Инновационные проекты разрабатываются у нас, нашими физиками, инженерами, программистами и другими высококвалифицированными специалистами. А потом отправляются на реализацию в другие страны.


Бизнес видит в сложившейся ситуации как негативные, так и положительные последствия. С одной стороны, конечно, могут ослабить активность импортеры. Их сейчас явно избыточное количество. Все переходят на режим экономии — значит, снижаются затраты. Стала больше проявляться консолидация деловых кругов. Ну а для кого–то кризисная ситуация — хороший повод для старта. Конкуренция заметно снижается во многих сегментах.  Правда, замирают производства, замкнутые на внутренний рынок. Уезжают зачастую профессиональные в своем деле специалисты.


Можно ли переломить ситуацию? Александр Синкевич уверен, что да: «Уже давно учет и инвентаризацию пора перевести на международную систему финансовой отчетности. По максимуму задействовать Директиву № 4. Использовать возможности Таможенного союза — создавать условия лучше, чем у соседей». Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов уточняет: «Главный вопрос для нашей экономики — как развивать производство. Например, в Минске и Минском районе нам говорят: нет производственных площадей для бизнеса — езжайте дальше в область. Но вместе с тем пустующих гектаров в самом центре столицы предостаточно». И бизнес уезжает в область, но только, например, в Смоленскую. Анатолий Змитрович, председатель Координационного совета индивидуальных предпринимателей, привел пример: «Инвесторы, заинтересованные в производстве обработки материалов, просчитывали, где им выгоднее вкладывать деньги. Оказалось, что проект стоимостью 600 тысяч евро окупается в Беларуси 5 — 6 лет, а в Смоленске 2 — 3 года. Платить налоги будут там, а продавать продукцию — у нас».


Но у Беларуси есть другое преимущество. В силу того что наша экономика меньше российской и казахстанской, она может быть гибче и мобильнее. И если постоянно следить за изменениями деловой среды у партнеров, можно оперативно принимать такие решения, которые сделают условия работы у нас более привлекательными. Тут уже все зависит от Правительства. Оно определяет правила игры. Если не просто поспевать, а работать на опережение, капитал не заставит себя долго ждать. Тем более что бороться надо не только за свой бизнес, но и за иностранных инвесторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter