Закон сохранения энергии

Когда физика продолжается в лирикеУчитель средней школы № 2 города Каменца, Человек года в области образования на Брестчине Михаил Макоед предлагает начинающим физикам сказки в качестве задачек.

Как увлечь физикой? Запросто. Вот, к примеру, авторская задача Михаила Михайловича. Три поросенка очень любили картофель. Самый образованный и находчивый из них — Наф-Наф  — взял картофелину массой 59 граммов, объемом 50 кубических сантиметров и сумел определить ее плотность. А сможете ли это сделать вы? Глупее поросенка, как правило, никто казаться не хочет. И задачка решается в два счета.
В ХV Туристическом слете городов-героев и городов воинской славы России, который прошел на днях в Санкт-Петербурге, отличилась команда СШ № 2 Каменца. В соревнованиях белорусские ребята оказались сильнее сверстников по многим позициям.
Обошли все 16 команд в спортивном ориентировании, на контрольно-туристском маршруте и короткой дистанции показали второй результат. И в личном зачете пьедестал делили между собой тоже наши — Михаил Кожедуб, Виктор Корогода, Татьяна Анисимова. Тренирует эту замечательную команду, добившуюся успехов в различного ранга туристических соревнованиях, все тот же учитель физики — Михаил Михайлович Макоед. За что и отмечен премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливой молодежи.
Завуч школы Елена Михайловна Прокопчук достаточно долго и с восторгом рассказывает о заслугах коллеги, о применяемых им новых педагогических технологиях, о личном вкладе в образовательный процесс, о неординарности человека — гармоничном сочетании в одной личности и физика, и лирика.
Учиться жить и мыслить неординарно — это один из принципов Михаила Макоеда. Таким образом он готовит ребят к олимпиадам, так работает и сам. Им разработан и создан районный информационный центр в системе образования.
За физиком каменецкой СШ № 2 ребята ходят ватагой, эта загадка и стала поводом для нашей встречи.
— Наверное, все объясняется просто: по своей сути я — человек увлеченный, — рассказывает Михаил Михайлович. — В свое время меня захватило КВНовское движение. Выступали с ребятами в Каменце, Бресте. Потом увлекся туризмом. В моем понимании туризм — это не значит взять сумку и поехать в Непал или, скажем, Египет. Для меня это — активное познание мира; рюкзак за плечи и — идти: по лесам, горам, рекам.
Сам он начал заниматься туризмом уже в довольно “преклонном” возрасте: в 21 год студентом Брестского педагогического института впервые пошел в горы, узнал, что такое рюкзак. На дружеский вопрос преподавателя: “Макоед, ты же умный, умный в гору не пойдет, зачем тебе горы?”  — студент привел поэтические  строки: “Маршрутом опасным и трудным восходит, кто смел и свободен. Напрасно придумали трусы, что умные в горы не ходят”.
А потом, когда кроме загнутых концов лыж он увидел всю красоту Карпат, звездное небо, которое, казалось, можно потрогать руками, родились собственные первые рифмы:
И как прекрасно там,
вверху,
Стоять и петь
над облаками,
И ощущать, что вся земля
Лежит и вертится под вами.
— Вся наша жизнь — покорение каких-либо вершин. Я этому и детей постоянно учу, — говорит Михаил.
Его ребята не раз побеждали на областном уровне, республиканском, международном, последние два года выигрывали в слете Союзного государства по туризму, где, как правило, участвует не менее 70 команд. В настоящий момент Михаил Кожедуб, вернувшийся недавно с республиканской олимпиады по физике с довольно неплохим результатом, и Виктор Корогода готовятся к поездке в Сербию на чемпионат Европы среди юношей по спортивному ориентированию.
— Но главное для меня — не победы, — признается наставник. — Главное, когда из детей, которые приходят совсем разными, вырастают добрые, отзывчивые, честные, справедливые люди. И идут, как правило, выпускники не в спортивные вузы, хотя у меня и сейчас уже в портфеле лежит пять представлений на кандидатов в мастера спорта по технике горно-пешеходного туризма, а в технические.
Кроме туризма он с ребятами занимается конечно же физикой. И уже из физиков, говорит, отбирает туристов. В общем, не то что отбирает, ребята сами привязываются к учителю. С одинаковой увлеченностью постигают обе науки.
Беларусь, Россию, Украину исколесили не просто так, а с тренировками, соревнованиями. Когда после зимы выезжают в цветущий Крым, душа раскрывается навстречу природе. Ребятам, говорит, это здорово помогает учиться.
— Занимаемся мы и экстремальным ориентированием. По этому виду есть уже и призеры чемпионата Европы. Тот же Михаил Кожедуб, Сергей Плитко, Андрей Буховецкий. Здесь нужна прежде всего выдержка, когда сутки напролет  не спать, идти к цели. На себе проверял ее в заповедных болотах Эстонии.
Для ребят экстремальное ориентирование проходит в рамках района. Помогают в этом администрация школы, районный отдел образования, выпускники. Летом традиционными стали палаточные лагеря, через которые в сезон проходит до 50 человек.
Самым главным открытием для детей всегда становится Беловежская пуща. Ничего нет красивее родных мест.
— Ну а как же все-таки удается сочетать лирику природы и физику как науку?
— Первая строчка в учебнике физики все и объясняет: физика — наука о природе. Это — основа. Ведь благодаря физике можно предсказывать погоду, менять климат. И в преподавании предмета у меня генеральная линия — привить любовь к природе, научить ее познанию.
Да, физика — это и решение задач. Но и в этом Михаил Михайлович видит красоту, поэзию, гармонию. И главный из всех законов — закон сохранения энергии — он трактует по-своему: посеял зло — и зло получил, добро посеял — и в ответ столько же. Сколько отдал — столько  вернется. Ведь энергия  не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда — она только переходит из одного состояния в другое.
Всегда с болью проходит май — месяц расставаний с очередным выпуском. И каждый новый сентябрь вселяет надежду: жизнь продолжается.
Откуда такое умение — лепить личности из неокрепших душ, — он и сам не знает: мама — медсестра, отец — слесарь. Ученых в роду не припомнит. Что ж, начинать кому-нибудь надо. Впрочем, у него есть всему свое объяснение: наверное, угадал с профессией.
Он закончил Брестский, тогда еще педагогический институт, потом — Академию управления при Президенте Республики Беларусь, факультет информационных технологий. Теперь строение атома, магнитные и электрические поля, грозовой разряд демонстрирует с помощью компьютера — более доходчиво, красиво, увлекательно, чем когда-то преподавали ему.
Кружок по технике горно-пешеходного туризма и спортивному ориентированию, которым руководит физик, — один из самых любимых ребятами вот уже на протяжении семи лет. А кому, скажите, не захотелось бы покорить такую заманчивую вершину — родную четырехэтажную школу? Впрочем, подобного рода показательные выступления приберегают здесь, как правило, к первому сентября.
Приходят все. А остаются в кружке только самые терпеливые, выдержанные, настойчивые, работоспособные. Они же потом оказываются и физиками, и математиками, да и вовсе отличниками. Учатся организовывать себя, смотреть за младшими, готовить. Те, которые когда-то пришли в кружок из чистого любопытства, сегодня уже сами учителя. Как преподаватель информатики Александр Силюк, один из главных теперь помощников.
— Общение с природой никого равнодушным не оставляет, — убежден Михаил. — Я больше всего люблю родные места — Беловежскую пущу. Каждый вечер по своим лесам бегаю кросс. Случается спугнуть зайца, лису, косулю. Лучше пущи места нет. И нет ничего лучше общения с родными по духу людьми. Какая разница, сколько им лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter