Закон Республики Беларусь О Следственном комитете Республики Беларусь

Принят Палатой представителей

Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года
Одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь (далее, если не определено иное, — Следственный комитет), его основные задачи и  полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Следственный комитет
Следственный комитет — единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.
Следственный комитет является военизированной организацией, имеет официальные геральдические символы.
Следственный комитет подчиняется Президенту Республики Беларусь.
В подчинении Следственного комитета могут находиться организации, обеспечивающие деятельность Следственного комитета.
Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, правовые акты Президента Республики Беларусь, уголовно-процессуальное законода¬тельство, иные акты законодательства и международные договоры Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Статья 3. Принципы деятельности Следственного комитета
Деятельность Следственного комитета осуществляется на принципах:
законности;
открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не определено иное, — граждане), о государственных секретах, тайне предварительного следствия и иной охраняемой законодательными актами тайне;
единства системы Следственного комитета и централизации управления;
независимости при осуществлении своих полномочий от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций.
Статья 4. Основные задачи Следственного комитета
Основными задачами Следственного комитета являются:
всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.
Статья 5. Взаимодействие Следственного комитета с другими государственными органами, иными организациями и гражданами
Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, в том числе правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, и гражданами в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.
Граждане могут добровольно оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.
ГЛАВА 2
СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
Статья 6. Система Следственного комитета
Систему Следственного комитета составляют:
центральный аппарат Следственного комитета;
управления Следственного комитета по областям и г. Минску;
районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.
Статья 7. Центральный аппарат Следственного комитета
Центральный аппарат Следственного комитета возглавляет систему Следственного комитета и осуществляет в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере предварительного следствия.
В структуру центрального аппарата Следственного комитета входят главные управления, управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.
Центральный аппарат Следственного комитета является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Статья 8. Управления Следственного комитета по областям и г. Минску
Управления Следственного комитета по областям и г. Минску непосредственно подчинены центральному аппарату Следственного комитета.
Управления Следственного комитета по областям и г. Минску осуществляют руководство районными (межрайонными), городскими, районными в городах отделами Следственного комитета, а также контроль за их деятельностью.
В структуру управлений Следственного комитета по областям и  г.  Минску входят управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.
Управления Следственного комитета по областям и г. Минску являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Статья 9. Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета
Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета непосредственно подчинены соответствующим управлениям Следственного комитета по областям и г. Минску.
Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета являются юридическими лицами, имеют печати и  бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Статья 10. Полномочия Следственного комитета
Следственный комитет в соответствии с возложенными на него задачами:
организует и осуществляет проверку заявлений и сообщений о преступлениях;
осуществляет предварительное следствие по уголовным делам;
осуществляет мероприятия по поддержанию на надлежащем уровне качества предварительного следствия;
участвует в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, государственных программ в сфере обеспечения национальной безопасности;
вправе привлекать к участию в проверках по заявлениям и сообщениям о преступлениях должностных лиц других правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, а также специалистов других государственных органов и иных организаций;
вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций документы, материалы и  иную информацию, необходимые для выполнения возложенных на Следственный комитет задач;
вправе требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к находящимся в производстве уголовным делам, материалам проверок по заявлениям и сообщениям о  преступлениях, назначать инвентаризации и проводить в соответствии с   уголовно-процессуальным законодательством проверки, истребовать и   при необходимости в установленном законодательством порядке изымать документы, образцы сырья, материалов, полуфабрикатов и  готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и иного имущества;
использует на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации информационные системы, базы и банки данных, в том числе других государственных органов и иных организаций;
имеет и использует в соответствии с законодательством оружие, боеприпасы к нему, специальные средства, транспортные средства, в том числе оперативного назначения, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и иное имущество;
организует и проводит мероприятия по обеспечению в Следственном комитете собственной безопасности и защиты государственных секретов;
осуществляет учет и хранение уголовных дел, материалов проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, других материалов, относящихся к деятельности Следственного комитета;
реализует в соответствии с законодательством право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за Следственным комитетом;
принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;
организует и проводит идеологическую работу, осуществляет мероприятия по укреплению исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в Следственном комитете;
рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, организует личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;
участвует в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности;
организует и проводит семинары, совещания, учебные сборы, научно-практические конференции, в том числе международные, создает рабочие группы, комиссии, советы, включая межведомственные;
осуществляет международное сотрудничество, участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 11. Полномочия центрального аппарата Следственного комитета
Центральный аппарат Следственного комитета помимо полномочий, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона, при выполнении возложенных на него задач:
обеспечивает руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществляет контроль за их деятельностью;
организует контроль за реализацией мероприятий по поддержанию на надлежащем уровне качества предварительного следствия, определяет критерии оценки эффективности следственной работы. При этом показатели, связанные с состоянием и динамикой преступности, для оценки эффективности следственной работы не применяются;
определяет основные направления совершенствования следственной работы, принимает меры по их реализации, внедрению в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, участвует в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, разработке государственных программ в сфере обеспечения национальной безопасности;
осуществляет централизованное информационно-аналитическое обеспечение Следственного комитета;
создает информационные системы, базы, банки данных и обеспечивает их эксплуатацию;
устанавливает единый порядок формирования и представления форм ведомственной статистической отчетности (наблюдения) о следственной работе, процессуальном контроле, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, финансовой и кадровой деятельности, материально-техническом обеспечении Следственного комитета;
осуществляет мероприятия по организации мобилизационной работы в Следственном комитете;
организует материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздо¬ровление сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;
организует работу по реализации государственной кадровой политики в Следственном комитете, включающей организацию подбора, расстановки, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и   аттестации сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета, формирование резерва руководящих кадров;
разрабатывает порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следственного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;
вправе приобретать оружие, боеприпасы к нему, специальные средства, транспортные средства, в том числе оперативного назначения, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и иное имущество;
вправе выпускать печатные средства массовой информации;
устанавливает порядок ведения делопроизводства в Следственном комитете;
устанавливает порядок учета и хранения уголовных дел, материалов проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, других материалов, относящихся к деятельности Следственного комитета;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
ГЛАВА 3
РУКОВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
Статья 12. Полномочия Президента Республики Беларусь по руководству Следственным комитетом
Президент Республики Беларусь:
осуществляет общее руководство Следственным комитетом;
утверждает Положение о центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь, Положение о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Дисциплинарный устав Следственного комитета Республики Беларусь;
устанавливает штатную численность Следственного комитета и организаций, обеспечивающих его деятельность;
согласовывает структуру центрального аппарата Следственного комитета;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, определяет их задачи и функции, правовой статус работников этих организаций;
учреждает официальные геральдические символы Следственного комитета;
утверждает перечень должностей высшего начальствующего состава Следственного комитета и соответствующие этим должностям специальные звания;
назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей Председателя Следственного комитета, его заместителей, начальников управлений Следственного комитета по областям и г. Минску;
присваивает лицам начальствующего состава Следственного комитета специальное звание «полковник юстиции» и специальные звания высшего начальствующего состава;
награждает сотрудников, гражданский персонал Следственного комитета государственными наградами;
устанавливает порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следственного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;
принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 13. Полномочия Председателя Следственного комитета
Председатель Следственного комитета:
осуществляет непосредственное руководство Следственным комитетом;
осуществляет контроль за качеством предварительного следствия и эффективностью деятельности Следственного комитета;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Следственный комитет задач, а также за состояние идеологической работы в Следственном комитете;
информирует Президента Республики Беларусь о состоянии следственной работы и мерах по повышению ее эффективности;
издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета, отменяет противоречащие законодательству правовые акты должностных лиц Следственного комитета;
вносит в порядке, установленном законодательными актами, на рассмотрение Президента Республики Беларусь:
представления о назначении на должности, об отстранении, освобождении от должностей заместителей Председателя Следственного комитета, начальников управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, о присвоении лицам начальствующего состава Следствен¬ного комитета специального звания «полковник юстиции» и специальных званий высшего начальствующего состава, награждении государственными наградами сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета;
порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и  специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следствен¬ного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;
предложения о штатной численности Следственного комитета и организаций, обеспечивающих его деятельность, о создании, реорганизации и ликвидации организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;
предложения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;
в пределах установленной штатной численности Следственного комитета и организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь структуру центрального аппарата Следственного комитета, утверждает его штатное расписание, структуру и штатное расписание управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, перераспределяет исходя из объема следственной работы штатную численность в системе Следственного комитета (кроме штатной численности центрального аппарата Следственного комитета);
распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета, делегирует часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, начальникам управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, руководителям организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;
утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, об управлениях Следственного комитета по областям и г. Минску, о районных (межрайонных), городских, районных в городах отделах Следственного комитета, уставы организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;
утверждает перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава Следственного комитета, соответ¬ствующие этим должностям специальные звания, а также перечень должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Следственного комитета;
обеспечивает реализацию государственной кадровой политики в Следственном комитете;
назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей сотрудников, гражданский персонал Следственного комитета, если иное не предусмотрено абзацем девятым статьи 12 настоящего Закона, в соответствии с законодательством отстраняет их от исполнения служебных обязанностей, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;
в пределах своей компетенции присваивает специальные звания, понижает и восстанавливает в специальных званиях;
принимает меры по соблюдению сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета исполнительской, служебной и трудовой дисциплины, поддержанию на высоком уровне их морально-психологического состояния, а также по улучшению условий их труда, отдыха и быта;
утверждает образцы служебных удостоверений и жетона с личным номером сотрудников Следственного комитета;
устанавливает порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам и заработной платы гражданскому персоналу Следственного комитета, порядок и размеры оказания материальной помощи, выплаты предусмотренных законодательством надбавок, доплат, премий и вознаграждений сотрудникам, гражданскому персоналу Следственного комитета;
в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение в Следственном комитете требований по защите государственных секретов;
устанавливает в соответствии с законодательством нормы положенности транспортных средств, средств связи, иных материально-технических средств, необходимых для оснащения Следственного комитета, нормативы эксплуатации и порядок списания материальных и денежных средств;
устанавливает с учетом требований законодательных актов порядок хранения и ношения оружия сотрудниками Следственного комитета;
распределяет средства, выделяемые из республиканского бюджета на содержание Следственного комитета, в пределах своей компетенции вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и отчет об исполнении его в части, касающейся Следственного комитета;
действует без доверенности от имени Следственного комитета и представляет его интересы в государственных органах и иных организациях, распоряжается имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за центральным аппаратом Следственного комитета, управлениями Следственного комитета по областям и г. Минску, районными (межрайонными), городскими, районными в городах отделами Следственного комитета;
вправе обращаться в Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь с запросами о даче разъяснений по вопросам применения законодательства с учетом судебной практики;
поощряет в соответствии с законодательством граждан, принявших активное участие в борьбе с преступностью;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 14. Коллегия Следственного комитета
В Следственном комитете для рассмотрения основных вопросов деятельности создается коллегия, численность и персональный состав которой утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Заседание коллегии Следственного комитета считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решения коллегии Следственного комитета принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и   оформляются постановлениями коллегии Следственного комитета. В  случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Порядок подготовки материалов для рассмотрения коллегией Следственного комитета, проведения ее заседаний устанавливается Председателем Следственного комитета.
Следственным комитетом для координации деятельности с другими государственными органами могут проводиться совместные заседания коллегий Следственного комитета и других государственных органов.
ГЛАВА 4
СОТРУДНИКИ И ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА. СЛУЖБА В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ
Статья 15. Сотрудники Следственного комитета
Сотрудниками Следственного комитета являются граждане Республики Беларусь, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет, принятые на службу в Следственный комитет, которым присвоено специальное звание, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
На должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава Следственного комитета принимаются граждане Республики Беларусь, как правило, не старше 25 лет.
Военнообязанные, принятые на службу в Следственный комитет, снимаются с воинского учета и состоят в кадрах Следственного комитета.
Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям, а также служебным удостоверением и жетоном с личным номером.
Граждане Республики Беларусь не могут быть приняты на службу в Следственный комитет в случае:
совершения ранее преступления;
несоответствия требованиям, предусмотренным частями первой и второй настоящей статьи;
признания их недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
отказа от прохождения специальной проверки или процедуры оформления допуска к государственным секретам;
отказа от представления деклараций о доходах и имуществе или умышленного внесения в них неполных либо недостоверных сведений;
наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания или иного противопоказания, препятствующих исполнению ими служебных обязанностей;
наличия иных обстоятельств, предусмотренных законодательными актами.
Статья 16. Ограничения, связанные со службой в Следственном комитете
Сотрудники Следственного комитета не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Сотрудникам Следственного комитета запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, творческой, осуществляемой по согласованию с руководителем органа Следственного комитета, в котором сотрудник Следственного комитета проходит службу (в отношении руководителя органа Следственного комитета — по согласованию с его непосредственным начальником), получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.
Законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в Следственном комитете.
Статья 17. Присяга сотрудника Следственного комитета
Граждане Республики Беларусь, впервые принятые на службу в  Следственный комитет, приносят Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь.
Порядок принесения Присяги устанавливается Председателем Следственного комитета.
Статья 18. Полномочия сотрудников Следственного комитета
Сотрудники Следственного комитета в пределах своей компетенции при выполнении возложенных на Следственный комитет задач вправе:
беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и иными организациями, и иметь в   соответствии с законодательными актами доступ к их документам и  материалам в целях проверки находящегося у них в производстве заявления или сообщения о преступлении или осуществления предварительного следствия по уголовному делу;
входить с соблюдением порядка, установленного законодательными актами, в жилые и иные законные владения граждан, на принадлежащие им земельные участки при предотвращении, пресечении преступления, преследовании лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
требовать и получать в порядке, установленном законодательными актами, от должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимые документы, материалы, иные сведения, требовать от них выделения специалистов для выяснения вопросов, возникших в ходе проверки заявления или сообщения о преступлении и осуществления предварительного следствия по уголовному делу;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и  пассажиров транспортного средства, а также использовать при необхо¬димости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. По требованию собственников, владельцев транспортных средств, средств связи Следственный комитет возмещает им расходы и (или) причиненный вред в порядке, установленном законодательством;
направлять в порядке, установленном законодательством, на освидетельствование лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения, состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурмани¬вающих веществ;
проверять у граждан при производстве по материалам и уголовным делам документы, удостоверяющие их личность;
изымать при проведении проверки по заявлению или сообщению о преступлении и осуществлении предварительного следствия по уголовному делу имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством;
временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий;
вносить в соответствии с законодательными актами в государственные органы, иные организации и должностным лицам представления об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений (далее, если не определено иное, — правонарушения), и участвовать в рассмотрении государственными органами и иными организациями этих представлений;
хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства в случаях и порядке, преду¬смотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Сотрудники Следственного комитета исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
Статья 19. Обязательность выполнения законных требований сотрудников Следственного комитета
Законные требования сотрудников Следственного комитета обязательны для выполнения всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами.
Невыполнение законных требований сотрудников Следственного комитета, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на Следственный комитет задач, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество сотрудников Следственного комитета, а также совершение указанных действий в отношении их близких в связи с исполнением сотрудниками Следственного комитета служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательными актами.
Статья 20. Гражданский персонал Следственного комитета
Гражданский персонал Следственного комитета состоит из государственных служащих и работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность Следственного комитета.
Права и обязанности гражданского персонала Следственного комитета определяются законодательством о труде и о государственной службе.
Государственные служащие Следственного комитета при осуществлении полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством, пользуются правами и на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные настоящим Законом и  иными законодательными актами для сотрудников Следственного комитета.
Статья 21. Служба в Следственном комитете
Служба в Следственном комитете является видом государственной службы в Республике Беларусь.
Прохождение службы в Следственном комитете включает прием на службу, назначение на должность, присвоение специального звания, аттестацию, увольнение со службы в Следственном комитете, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правовое положение сотрудников Следственного комитета.
Служба в Следственном комитете на должностях, подлежащих замещению лицами среднего, старшего и высшего начальствующего состава Следственного комитета, засчитывается в стаж государственной службы на условиях и в порядке, установленных законодательными актами.
Порядок и условия прохождения службы в Следственном комитете, в том числе перечень специальных званий сотрудников Следственного комитета и порядок их присвоения, устанавливаются Положением о  порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
Статья 22. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками Следственного комитета
Сотрудники Следственного комитета при осуществлении полномочий Следственного комитета имеют право применять физическую силу, специальные средства, применять и использовать оружие, если иными способами их осуществление не представляется возможным.
Физическая сила, специальные средства применяются, оружие применяется и используется исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника Следственного комитета в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств и оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение сотрудником Следственного комитета о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни сотрудника Следственного комитета, иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.
В случае, когда избежать применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия невозможно, сотрудник Следственного комитета обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
Сотрудник Следственного комитета, применивший физическую силу, специальные средства, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.
О ранении или смерти лица вследствие применения к нему сотрудником Следственного коми

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter