Закон Республики Беларусь О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Принят Палатой представителей

Принят Палатой представителей 14 декабря 2011 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 года

Настоящий Закон направлен на установление правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
гигиенический норматив –– технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека;
государственная регистрация продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (далее –– государственная регистрация), — система учета и допуска к реализации и использованию продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, признанной соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственная санитарно-гигиеническая экспертиза — установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственный санитарный надзор — комплекс мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия (далее — дезинфекционные мероприятия) — мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний;
инфекционные заболевания — заболевания, в том числе отравления, возникновение и распространение которых обусловлены воздействием возбудителей инфекционных заболеваний;
источник инфекционных заболеваний –– зараженный организм человека или животного, в котором возбудители инфекционных заболеваний могут жить, размножаться, накапливаться и вызывать заражение другого человека;
массовые неинфекционные заболевания — заболевания, в том числе отравления, возникновение и распространение которых обусловлены воздействием химических, физических, социальных факторов среды обитания человека;
обращение продукции — разработка, производство, реализация, хранение, транспортировка, использование, уничтожение, ввоз на территорию Республики Беларусь, вывоз с территории Республики Беларусь продукции;
ограничительные мероприятия — административные, санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных и (или) массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, а также перемещения транспортных средств, товаров, грузов и животных;
продукция — химические и биологические вещества, материалы и изделия из них, продукция производственно-технического назначения, товары для личных (бытовых) нужд, продовольственное сырье и пищевые продукты, биологически активные добавки к пище, а также материалы и изделия, применяемые для производства, реализации, хранения, транспортировки, упаковки продовольственного сырья и пищевых продуктов;
продукция, представляющая потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, –– отдельные виды продукции, которые могут оказать вредное воздействие на жизнь и здоровье населения при их обращении и которые включены в перечень продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
производственный контроль –– контроль за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленный на сохранение жизни и здоровья населения, среды обитания человека при обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг, обеспечиваемый организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям;
санитарно-карантинный контроль — вид контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, транспортных средств и продукции, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях, в целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
санитарно-противоэпидемические мероприятия — организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на оценку риска неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, устранение или уменьшение такого воздействия, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;
санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения, факторов среды обитания человека на определенной территории в конкретный период времени;
санитарно-эпидемиологический аудит –– независимая оценка соблюдения организациями или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выдача рекомендаций по улучшению их деятельности;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарные нормы и правила — технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
социально-гигиенический мониторинг –– система сбора, анализа и оценки информации о состоянии жизни и здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека;
среда обитания человека — окружающая человека среда, обусловленная совокупностью объектов, явлений и факторов, определяющих условия его жизнедеятельности;
фактор среды обитания человека — любой химический, физический, социальный или биологический фактор природного либо антропогенного происхождения, способный воздействовать на организм человека.
Статья 2. Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Финансирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Финансирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, предусмотренных актами законодательства.
Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
За нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения виновные несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 5. Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их полномочий.
Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Совет Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
обеспечивает развитие международного сотрудничества;
обеспечивает разработку и реализацию государственной программы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
проводит единую государственную политику;
организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
организует проведение государственного санитарного надзора;
организует проведение профилактических прививок;
координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных Международными медико-санитарными правилами;
согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Иные республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции.
Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Местные Советы депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:
утверждают региональные программы;
осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
Статья 10. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Местные исполнительные и распорядительные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:
организуют работу по обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов;
разрабатывают и вносят для утверждения в местные Советы депутатов проекты региональных программ;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 11. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем:
реализации государственной и региональных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
предупреждения распространения заболеваний с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноза ее изменения;
проведения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-противоэпидемических мероприятий;
соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
подтверждения соответствия факторов среды обитания человека требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе требованиям безопасности и безвредности для организма человека, а также использования и (или) разработки и утверждения соответствующих методов (методик) определения указанных факторов;
государственной санитарно-гигиенической экспертизы;
государственной регистрации;
социально-гигиенического мониторинга;
санитарно-эпидемиологического аудита;
производственного контроля;
использования достижений науки в изучении состояния здоровья населения, среды обитания человека;
предоставления информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях;
проведения мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения;
формирования здорового образа жизни.
Статья 12. Государственная и региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения, предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации, оздоровления среды обитания человека, создания благоприятных условий для его жизнедеятельности Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов утверждаются соответственно государственная и региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Государственной программой в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматриваются мероприятия по:
предупреждению, уменьшению и устранению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения;
повышению эффективности профилактических прививок;
информированию населения о профилактике инфекционных заболеваний;
предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации;
обеспечению сбалансированного и рационального питания населения;
повышению качества, безопасности и безвредности продовольственного сырья, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними;
иные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании государственной программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые утверждаются местными Советами депутатов.
Статья 13. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, используемые при осуществлении строительной деятельности, утверждаются  Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования
Санитарно-эпидемиологическими требованиями являются требования к:
планировке и застройке населенных пунктов;
проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства;
расширению или увеличению мощности, вводу в эксплуатацию и содержанию производственных объектов;
содержанию и эксплуатации оборудования;
выбору и предоставлению земельных участков;
содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений;
содержанию и эксплуатации транспортных средств;
продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения;
питанию населения;
водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования;
атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения, воздуху рабочей зоны, воздуху жилых, производственных и иных помещений;
почвам, содержанию территориальных зон населенных пунктов;
обращению с отходами производства и потребления;
условиям труда работающих;
организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
организации и проведению мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организации образовательного процесса;
гигиеническому обучению и воспитанию;
обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними;
обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;
техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации на продукцию, представляющую потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, а также на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
организации и выполнению работ и оказанию услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также к контролю эффективности, безопасности и безвредности таких работ и услуг;
условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;
организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;
проведению профилактических прививок;
проведению обязательных медицинских осмотров;
хранению и переработке сырья;
водоснабжению, водоотведению, микроклимату, освещению и вентиляции;
условиям перевозки и хранения ядовитых веществ;
условиям перевозки пассажиров;
осуществлению производственного контроля.
Статья 15. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:
разработку, экспертизу, утверждение, распространение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;
регистрацию, систематизацию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требования к их составлению и оформлению;
разработку единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;
использование и (или) разработку и утверждение соответствующих методов (методик) определения факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать неблагоприятное воздействие на организм человека;
контроль за проведением научных разработок в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и их экспертизу;
контроль за внедрением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, изучение и обобщение практики их применения;
создание и ведение информационной базы данных и фонда санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, использование информационных ресурсов в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Статья 16. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза
Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза проводится в целях:
комплексной оценки воздействия факторов среды обитания человека на санитарно-эпидемиологическую обстановку, жизнь и здоровье населения;
исследования причин и условий возникновения инфекционных заболеваний;
оценки соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
предотвращения неблагоприятного воздействия объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, на жизнь и здоровье населения.
Объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе, являются:
проекты санитарно-защитных зон ядерных установок и (или) пунктов хранения, санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду и определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;
проектная документация на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляются расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов, регулирующих обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологической документации (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания, и технологической документации, не включающей процессы производства продукции);
продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации);
сроки годности, хранения и условия хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающиеся от установленных в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации;
работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
условия труда работающих.
Перечень продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.
Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проводят по заявлениям организаций, индивидуальных предпринимателей органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.
По результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы выдается санитарно-гигиеническое заключение.
Финансирование работ по проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы осуществляется за счет средств организаций, индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено актами законодательства.
Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 17. Требования к обращению продукции
Новые технологические процессы изготовления продукции не допускаются к внедрению в производство без согласования с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
Обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не допускается.
Находящаяся в обращении продукция при установлении ее несоответствия требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения изымается из обращения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 18. Государственная регистрация
Государственная регистрация проводится в целях оценки соответствия продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, условий ее обращения требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в целях предотвращения неблагоприятного воздействия этой продукции на жизнь и здоровье населения при ее обращении.
Государственную регистрацию проводят органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, по заявлениям организаций и индивидуальных предпринимателей.
По результатам государственной регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации.
Финансирование работ по проведению государственной регистрации осуществляется за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено актами законодательства.
Порядок и условия проведения государственной регистрации определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 19. Социально-гигиенический мониторинг
Социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.
Социально-гигиенический мониторинг проводит Министерство здравоохранения Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 20. Санитарно-эпидемиологический аудит
Санитарно-эпидемиологический аудит проводится в добровольном порядке за счет собственных средств организаций или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологического аудита определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 21. Гигиеническое обучение и воспитание
Гигиеническое обучение и воспитание направлены на овладение знаниями, умениями и навыками в области гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и осуществляются в целях профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание должны осуществляться при получении дошкольного, общего среднего, специального образования, а также перед допуском к работе, при повышении квалификации и переподготовке физических лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 22. Санитарно-противоэпидемические мероприятия
Санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя:
санитарную охрану территории Республики Беларусь;
проведение профилактических прививок;
дезинфекционные мероприятия;
обязательные медицинские осмотры;
иные мероприятия.
Физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, физическим лицам, контактировавшим с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физическим лицам с подозрением на инфекционные заболевания медицинская помощь оказывается в порядке, определенном законодательством о здравоохранении.
Физические лица, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее –– перечень опасных заболеваний), в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения. Порядок и условия принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения таким физическим лицам определяются законодательными актами.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, или вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, определенном актами законодательства.
Если физические лица, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде.
Перечень профессий и инфекционных заболеваний, при которых носители возбудителей инфекционных заболеваний представляют опасность для окружающих, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Случаи инфекционных заболеваний и подозрений на инфекционные заболевания подлежат регистрации организациями здравоохранения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 23. Санитарная охрана территории Республики Беларусь
В целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляется комплекс мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь.
Санитарная охрана территории Республики Беларусь осуществляется с учетом Международных медико-санитарных правил.
Перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Санитарная охрана территории Республики Беларусь обеспечивается путем:
осуществления санитарно-карантинного контроля;
проведения комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;
обеспечения постоянной готовности государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний;
проведения мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний;
введения (отмены) ограничительных мероприятий;
осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.
Ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) соответственно решением Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по представлению:
заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь –– на территории Республики Беларусь;
главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городах –– на территории областей, городов, районов, районов в городах.
Перечень ограничительных мероприятий и порядок их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Руководство и координация деятельности организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 24. Проведение профилактических прививок
Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации.
Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Национальный календарь профилактических прививок определяет порядок и сроки проведения профилактических прививок, а также группы физических лиц, подлежащих профилактическим прививкам.
Национальный календарь профилактических прививок, перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядок и сроки их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 25. Дезинфекционные мероприятия
В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации проводятся следующие дезинфекционные мероприятия:
плановые;
по эпидемическим показаниям;
в соответствии с предписаниями органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 26. Обязательные медицинские осмотры
Обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении:
некоторых категорий работающих;
доноров крови и (или) ее компонентов, доноров половых клеток, живых доноров органов и (или) тканей человека (далее –– доноры).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работающих определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров доноров определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 27. Права граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:
благоприятную среду обитания;
предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью;
возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
обжалование действий (бездействия) органов и учреждений (их должностных лиц), осуществ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter