ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об обращении с отходамиПринят Палатой представителей 7 июня 2007 годаОдобрен Советом Республики 22 июня 2007 годаНастоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

(Продолжение. Начало в № 192)

1.5. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства;
1.6. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
1.7. устанавливает по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь порядок организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;
1.8. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.9. устанавливает основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия;
1.10. утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и устанавливает порядок его оформления;
1.11. выдает и аннулирует разрешения на трансграничное перемещение отходов, а также приостанавливает их действие;
1.12. устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и осуществляет ведение реестра объектов по использованию отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.13. устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов и осуществляет ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.14. утверждает совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов;
1.15. устанавливает порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства;
1.16. устанавливает порядок учета и инвентаризации отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
1.17. осуществляет государственный контроль в области обращения с отходами;
1.18. принимает участие в формировании экологической культуры и организации пропаганды знаний в области обращения с отходами;
1.19. осуществляет международное сотрудничество.
2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 9. Компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий;
1.2. утверждает перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам;
1.3. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.4. устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами;
1.5. утверждает совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов.
2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с коммунальными отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения с отходами потребления;
1.2. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.3. осуществляет государственный санитарный надзор в области обращения с отходами потребления.
2. Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 11. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения со взрывоопасными и пожароопасными отходами;
1.2. осуществляет государственный надзор за обращением со взрывоопасными и пожароопасными отходами.
2. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами
1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;
1.2. утверждают территориальные программы в области обращения с отходами;
1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
2.1. разрабатывают территориальные программы в области обращения с отходами и организуют работу по их выполнению;
2.2. утверждают собственникам отходов производства по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства;
2.3. осуществляют организацию работы по удалению коммунальных отходов;
2.4. разрабатывают и утверждают по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, схемы обращения с коммунальными отходами;
2.5. обеспечивают эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
2.6. осуществляют совместно со специально уполномоченной организацией, осуществляющей координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию, организацию работ по сбору вторичного сырья, его хранению и перевозке на объекты по использованию отходов;
2.7. осуществляют организацию выполнения мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество;
2.8. информируют юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам обращения с отходами;
2.9. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 13. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством:
1.1. предоставления в соответствии с законодательными актами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, налоговых и иных льгот в целях обеспечения:
строительства или реконструкции объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов;
совершенствования технологических процессов, направленных на уменьшение объемов (предотвращение) образования отходов производства;
выполнения мероприятий по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов;
осуществления инновационной деятельности в области обращения с отходами;
1.2. оказания в соответствии с законодательными актами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки, в том числе путем выделения из бюджета ссуд, займов на выполнение мероприятий по обезвреживанию опасных отходов и на возмещение затрат по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов.
2. Законодательством могут быть установлены иные виды экономического стимулирования в области обращения с отходами.
Статья 14. Государственные и территориальные программы в области обращения с отходами
1. Государственные и территориальные программы в области обращения с отходами разрабатываются в целях выполнения мероприятий по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, совершенствования технологических процессов, направленных на уменьшение объемов (предотвращение) образования отходов.
2. Государственные программы в области обращения с отходами разрабатываются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области обращения с отходами, иными государственными организациями и утверждаются Президентом Республики Беларусь.
3. Территориальные программы в области обращения с отходами разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.
4. Территориальные программы в области обращения с отходами подразделяются на:
4.1. областные (города Минска) программы в области обращения с отходами;
4.2. районные (городские) программы в области обращения с отходами.
5. Срок действия областных (города Минска) программ в области обращения с отходами составляет, как правило, пять лет.
6. Территориальные программы в области обращения с отходами должны включать в себя показатели по сбору вторичных материальных ресурсов и их использованию в качестве вторичного сырья и меры по достижению этих показателей, строительству объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, а также иные меры, необходимые для снижения вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
7. Областные (города Минска) программы в области обращения с отходами согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и специально уполномоченной организацией, осуществляющей координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию.
8. Районные (городские) программы в области обращения с отходами согласовываются с соответствующими областными территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ
Статья 15. Классификация отходов
1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:
1.1. происхождения — на отходы производства и отходы потребления;
1.2. агрегатного состояния — на твердые отходы и жидкие отходы;
1.3. степени опасности — на опасные отходы и неопасные отходы;
1.4. возможности их использования — на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
2. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:
2.1. первый класс опасности — чрезвычайно опасные;
2.2. второй класс опасности — высокоопасные;
2.3. третий класс опасности — умеренно опасные;
2.4. четвертый класс опасности — малоопасные.
3. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, патогенность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, способность при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители) и иных опасных свойств отходов.
5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими необходимые средства измерений и состоящими на учете в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном им порядке.
Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством о метрологии.
По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов.
6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов.
ГЛАВА 4
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Статья 17. Обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
1.2. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
1.3. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
1.4. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
1.5. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
1.6. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
1.7. представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
1.8. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
1.9. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
1.10. осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
1.11. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
2. Физические лица, осуществляющие обращение с отходами и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.
(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter