ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об обращении с отходамиПринят Палатой представителей 7 июня 2007 годаОдобрен Советом Республики 22 июня 2007 годаНастоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

(Продолжение. Начало в № 192, 197)

3. Производители отходов производства обязаны:
3.1. обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;
3.2. обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
4. Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
5. Юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны:
5.1. создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
5.2. обеспечивать удаление отходов потребления или заключать договоры на оказание услуг по удалению отходов потребления с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны:
6.1. осуществлять учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание;
6.2. осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов;
6.3. содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;
6.4. проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.
7. Собственники объектов захоронения отходов либо уполномоченные ими лица после завершения эксплуатации объектов захоронения отходов обязаны обеспечить проведение работ по их выводу из эксплуатации с последующим:
7.1. проведением локального мониторинга окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды;
7.2. обеспечением обезвреживания или использования продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
8. Собственники отходов потребления при невозможности их использования в соответствии с требованиями, установленными законодательством об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, обязаны принять меры по доставке отходов потребления в санкционированные места хранения отходов.
9. Собственники отходов либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели при перевозке отходов обязаны:
9.1. использовать транспортные средства, обеспечивающие безопасную перевозку отходов;
9.2. указывать в договоре перевозки отходов требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке и условия, обеспечивающие безопасную перевозку отходов.
Статья 18. Требования к обращению с отходами производства
1. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства.
2. Порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Статья 19. Требования к обращению с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов
1. Коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 20. Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (далее в настоящей статье — перечень товаров), обеспечивают:
1.1. сбор, разделение по видам (за исключением случаев, когда смешивание отходов различных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами), обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров;
1.2. информирование потребителей товаров о требованиях к сбору отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, путем нанесения в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации соответствующей маркировки на товары.
2. Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров.
3. Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, могут осуществляться на основании договоров, заключаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, импорт и реализацию таких товаров, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов.
4. Порядок организации сбора, разделения по видам, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Статья 21. Требования к обращению с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
1. Отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учетом требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.
2. Схемы обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрабатываются и утверждаются органами управления гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и иных потребительских кооперативов, а также пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Удаление отходов, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг по удалению отходов, заключаемыми органами управления гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и иных потребительских кооперативов, а также пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.
Статья 22. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности
1. Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области обращения с отходами.
2. При разработке проектной документации на строительство, в том числе на реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также на сооружение сборных элементов на строительной площадке должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:
2.1. определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья;
2.2. определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;
2.3. проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;
2.4. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.
Статья 23. Требования к обращению с отходами при разработке схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, проектов благоустройства населенных пунктов или их частей
1. Разработка схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, проектов благоустройства населенных пунктов или их частей осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области обращения с отходами.
2. В схемах комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планах городов и иных населенных пунктов, проектах благоустройства населенных пунктов или их частей должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий:
2.1. определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов;
2.2. определение мест временного хранения отходов, размещения объектов хранения и захоронения отходов, их мощностей и сроков эксплуатации;
2.3. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.
Статья 24. Сбор отходов и их разделение по видам
1. Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
2. Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.
3. Координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию осуществляет специально уполномоченная Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь организация, в функции которой входят:
3.1. согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами в части сбора вторичных материальных ресурсов и их использования в качестве вторичного сырья;
3.2. организация строительства объектов по использованию отходов;
3.3. предоставление юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, информации об объектах по использованию отходов;
3.4. участие в разработке государственных программ в области обращения с отходами в части сбора и использования отходов;
3.5. выполнение работ по сбору вторичного сырья, его хранению и перевозке на объекты по использованию отходов;
3.6. иные функции, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Статья 25. Хранение и захоронение отходов
1. Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.
2. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются.
Разрешения на хранение и (или) захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
Основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
3. Санкционированные места хранения отходов потребления и санкционированные места захоронения отходов потребления, за исключением отходов, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
4. Санкционированные места хранения отходов и санкционированные места захоронения отходов, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, определяются органами управления гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и иных потребительских кооперативов, а также пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в схемах обращения с такими отходами.
5. Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается.
Статья 26. Перевозка отходов
1. Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, — в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.
2. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства, в котором должны содержаться сведения:
2.1. о производителе перевозимых отходов производства;
2.2. о собственнике перевозимых отходов производства в случае, если он не является их производителем;
2.3. о получателе перевозимых отходов производства;
2.4. о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих перевозку отходов производства;
2.5. о транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка отходов производства;
2.6. об упаковке перевозимых отходов производства.
3. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, а также устанавливает порядок его оформления.
Статья 27. Трансграничное перемещение отходов
1. Трансграничное перемещение отходов осуществляется в соответствии с настоящим Законом, таможенным законодательством и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.
2. Ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования в качестве вторичного сырья на территории Республики Беларусь.
Ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их хранения на объектах хранения отходов, а также их захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается.
3. Трансграничное перемещение отходов осуществляется на основании предварительно полученного разрешения на трансграничное перемещение отходов, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Разрешение на трансграничное перемещение отходов через Республику Беларусь выдается при наличии разрешения заинтересованных государств на ввоз и (или) транзит этих отходов на территорию и (или) через территорию этих государств, а также при соблюдении иных условий в соответствии с порядком выдачи и аннулирования разрешений на трансграничное перемещение отходов, а также приостановления их действия, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь.
4. Собственники отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза и (или) транзита и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу отходов из Республики Беларусь при их транзите через территорию Республики Беларусь, а также обязательств вследствие причинения вреда при ввозе этих отходов в Республику Беларусь или их транзите через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет.
Порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
5. Правила, изложенные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, применяются при трансграничном перемещении отходов, включенных в перечень отходов, трансграничное перемещение которых осуществляется на основании разрешений на трансграничное перемещение отходов, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь.
(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter