ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об обращении с отходамиПринят Палатой представителей 7 июня 2007 годаОдобрен Советом Республики 22 июня 2007 годаНастоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Вид отходов — совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
2. Вторичное сырье — вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее — энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.
3. Вторичные материальные ресурсы — отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.
4. Захоронение отходов — изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее — имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.
5. Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования.
6. Использование отходов — применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.
7. Коммунальные отходы — отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы.
8. Лимит захоронения отходов производства — количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов.
9. Лимит хранения отходов производства — количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов.
10. Места временного хранения отходов — специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.
11. Норматив образования отходов производства — предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.
12. Обезвреживание отходов — деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.
13. Обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.
14. Объекты захоронения отходов — полигоны и иные сооружения, предназначенные для захоронения отходов.
15. Объекты обезвреживания отходов — сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов.
16. Объекты по использованию отходов — сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для использования отходов.
17. Объекты хранения отходов — сооружения (комплекс соружений), предназначенные для хранения отходов.
18. Опасные отходы — отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия.
19. Отходы — вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
20. Отходы потребления — отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
21. Отходы производства — отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
22. Перевозка отходов — перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях.
23. Производитель отходов — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов.
24. Размещение отходов — хранение или захоронение отходов.
25. Санкционированное захоронение отходов — захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
26. Санкционированное хранение отходов — хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
27. Санкционированные места захоронения отходов — объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
28. Санкционированные места хранения отходов — объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
29. Сбор отходов — деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления.
30. Собственник отходов — юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.
31. Трансграничное перемещение отходов — ввоз в Республику Беларусь, в том числе с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, вывоз из Республики Беларусь, транзит через территорию Республики Беларусь отходов.
32. Удаление отходов — деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.
33. Учет отходов — система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.
34. Хранение отходов — содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.
Статья 2. Законодательство об обращении с отходами и сфера его применения
1. Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров в области обращения с отходами, действующих для Республики Беларусь.
2. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и иным специальным законодательством.
3. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством.
4. Отношения, возникающие в процессе обращения с отходами, образовавшимися в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.
5. Отношения, возникающие в процессе захоронения, обезвреживания и (или) использования трупов животных, обращения с радиоактивными отходами, отходами взрывчатых веществ и материалов, регулируются законодательством о ветеринарном деле, о радиационной безопасности населения и иным специальным законодательством.
6. Отношения, связанные с платежами при обращении с отходами, регулируются налоговым законодательством, законодательством о коммунальном хозяйстве, о ценообразовании, гражданским и иным законодательством.
7. Отношения, связанные с охраной и использованием земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и растительного мира, возникающие при обращении с отходами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, о недрах, об охране и использовании вод, об охране атмосферного воздуха, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, если эти отношения не урегулированы законодательством об обращении с отходами.
8. Если международным договором, действующим для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
9. Совершение сделок с отходами регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
Статья 3. Право собственности на отходы и сделки с ними
1. Право собственности на отходы приобретают:
1.1. производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
1.2. юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
2. Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами.
3. Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования.
4. Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту хранения, обезвреживания и (или) использования таких отходов.
Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
5. Пользователи земельных участков, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение пяти календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить сбор и удаление этих отходов, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
В случае невыполнения требования, предусмотренного частью первой настоящего пункта, пользователи земельных участков признаются собственниками отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими государственный контроль и (или) государственный надзор в области обращения с отходами.
Статья 4. Основные принципы в области обращения с отходами
Основными принципами в области обращения с отходами являются:
обязательность изучения опасных свойств отходов и установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов;
нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;
использование новейших научно-технических достижений при обращении с отходами;
приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности;
приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению;
экономическое стимулирование в области обращения с отходами;
платность размещения отходов производства;
ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами;
возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан, имуществу;
обеспечение юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, доступа к информации в области обращения с отходами.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами
Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами
Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами:
определяет единую государственную политику;
определяет условия и порядок предоставления государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, в том числе путем установления отдельным категориям плательщиков налоговых льгот, особых режимов налогообложения, иных мер экономического стимулирования;
утверждает государственные программы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами:
1.1. проводит единую государственную политику;
1.2. устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь или их транзита через территорию Республики Беларусь, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата;
1.3. утверждает перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;
1.4. утверждает перечень отходов, трансграничное перемещение которых осуществляется на основании разрешений на трансграничное перемещение отходов;
1.5. устанавливает порядок выдачи и аннулирования разрешений на трансграничное перемещение отходов, а также приостановления их действия;
1.6. определяет порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства;
1.7. утверждает перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, и устанавливает порядок регистрации таких сделок;
1.8. определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь специально уполномоченную организацию, осуществляющую координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию;
1.9. осуществляет международное сотрудничество.
2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами.
Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий;
1.2. координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами, а также иных организаций в этой области, за исключением координации деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию;
1.3. утверждает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь;
1.4. определяет совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь порядок установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, в том числе форму заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства и перечень опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства;

1.5. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства;
1.6. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
1.7. устанавливает по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь порядок организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;
1.8. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.9. устанавливает основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия;
1.10. утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и устанавливает порядок его оформления;
1.11. выдает и аннулирует разрешения на трансграничное перемещение отходов, а также приостанавливает их действие;
1.12. устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и осуществляет ведение реестра объектов по использованию отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.13. устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов и осуществляет ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;
1.14. утверждает совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов;
1.15. устанавливает порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства;
1.16. устанавливает порядок учета и инвентаризации отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
1.17. осуществляет государственный контроль в области обращения с отходами;
1.18. принимает участие в формировании экологической культуры и организации пропаганды знаний в области обращения с отходами;
1.19. осуществляет международное сотрудничество.
2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 9. Компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий;
1.2. утверждает перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам;
1.3. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.4. устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами;
1.5. утверждает совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов.
2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с коммунальными отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения с отходами потребления;
1.2. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;
1.3. осуществляет государственный санитарный надзор в области обращения с отходами потребления.
2. Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 11. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения со взрывоопасными и пожароопасными отходами;
1.2. осуществляет государственный надзор за обращением со взрывоопасными и пожароопасными отходами.
2. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами
1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;
1.2. утверждают территориальные программы в области обращения с отходами;
1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции:
2.1. разрабатывают территориальные программы в области обращения с отходами и организуют работу по их выполнению;
2.2. утверждают собственникам отходов производства по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства;
2.3. осуществляют организацию работы по удалению коммунальных отходов;
2.4. разрабатывают и утверждают по согласованию с территориальными органами

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter