Закон против

Принятый в России нормативный акт «выгоняет» из страны зарубежные торговые сети

Принятый в России нормативный акт «выгоняет» из страны зарубежные торговые сети

Привлекательность России для иностранных розничных ритейлеров существенно снизилась по итогам 2009 года. В рейтинге консалтинговой компании A.T.Kearney страна опустилась со второго места на десятое, пишет «Коммерсант». Отмечается, что причиной тому стал принятый в прошлом году закон «О торговле».

Пятерка лидеров рейтинга полностью поменялась: самой привлекательной для ритейлеров страной признан Китай, занимавший в 2008 году только третье место. На втором месте – Кувейт, раньше вообще не входивший в список. Замыкают пятерку Индия, Саудовская Аравия и Бразилия. Самым большим сюрпризом стало смещение России со второго на десятое место, помимо пяти лидеров ее опередили Чили, ОАЭ, Уругвай и Перу. Других представителей СНГ в рейтинге нет.

Консалтинговая компания A.T. Kearney составляет рейтинг 30 развивающихся и наиболее перспективных для ритейлеров стран ежегодно на основе индекса роста мировой розничной торговли. Этот индикатор учитывает страновой риск (совокупный показатель по экономическим, политическим и социальным рискам), насыщенность и темпы роста (привлекательность для инвестирования) местного рынка, а также возможность отсрочить выход на него (чем она меньше, тем выше индекс). Россия значительно снизилась в рейтинге из-за насыщенности рынка, которая составляет только 32 балла из 100 возможных. Кроме законодательства, в частности болезненного для торговцев продуктами закона «О торговле», инвесторов пугает по-прежнему плохое состояние инфраструктуры в стране. Наконец, уверенное положение местных сетей также затрудняет для иностранцев возможность быстро заработать на ритейле.

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе иностранцы оценивают российский рынок положительно, некоторые зарубежные компании все же прекращают бизнес в стране. Объясняют ритейлеры все «отсутствием перспектив органического роста и возможностей для поглощений, что не позволяет компании стать лидером рынка в кратко- и среднесрочной перспективе».

Что касается «скандального» закона «О торговле», ритейлерам в России запрещено открывать новые магазины в том или ином регионе, если доля сети на местном рынке уже превышает 25 %. Кроме того, вводятся ограничения на контракты между поставщиками и ритейлерскими сетями о маркетинговых и других платежах за полочное пространство, а также вводится контроль над ценами ряда «социально важных» товаров. Некоторые считают, что новый документ благоприятно отразится на местных производителях и поставщиках, а также мелких ритейлерах. Скептики же утверждают, что обременительные ограничения, которыми закон облагает сетевиков, а также контрактные отношения между поставщиками и ритейлерами повысят издержки и, в конце концов, нанесут вред российским потребителям. Запреты будут препятствовать конкуренции на рынке и развитию торговли, в результате чего повысятся цены на продукты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter