Закон против пьяной «рулетки»

Водители подшофе ощутят на себе всю мощь законодательства

Водители подшофе в скором времени ощутят на себе всю мощь национального законодательства

Ассоциации со смертельной забавой «русская рулетка» вызывают у меня забавы граждан, которые, употребив спиртное, садятся за руль автомашины, — вдруг на дороге все обойдется без трагедий. Увы, чудес не бывает, статистика удручающая: еженедельно с пятницы по воскресенье работники Госавтоинспекции республики задерживают около 70 нетрезвых водителей. Ежегодно фиксируется более 50 тысяч фактов управления транспортными средствами такими водителями. Количество ДТП по их вине — 15 процентов от общего числа, доля погибших в них — около 18 процентов. Примерно тысяча водителей, будучи наказанными органами Госавтоинспекции за поездки подшофе, в течение года вновь выруливают на дорогу, находясь «под градусом».

Что и говорить, проблема борьбы с пьянством за рулем уже вызывает не оживленные дискуссии, а, если быть более точным, гнев в общественном сознании. Безответственные водители, которые осознанно убивают своих соотечественников, садясь за руль автомашины в нетрезвом виде, вынуждают государство принимать ответные меры.

Так, законодатели инициировали обсуждение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения».

Проект разработан во исполнение поручения главы государства о совершенствовании мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Какие же законодательные санкции подготовили для нетрезвых водителей депутаты Палаты представителей Национального собрания?

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова считает, что с принятием законопроекта жизнь водителей, которые дружат с зеленым змием, значительно усложнится. По ее мнению, нынешняя система наказаний за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения не оказывает должного профилактического воздействия на правонарушителей — в большинстве случаев виновные отделываются административными взысканиями: их лишают права управления транспортными средствами и облагают штрафом. Поэтому при выработке окончательного варианта законопроекта будет учтен опыт соседних России, Украины, стран Прибалтики, а также Германии и США. Вождение автомобиля в состоянии опьянения — серьезное правонарушение, которое влечет в этих странах не только крупные штрафы, но и лишение свободы. По словам Людмилы Михальковой, если в соседней Латвии пьяный водитель может схлопотать штраф 1600 долларов, то в США эта сумма доходит до 10 тысяч долларов.

Поэтому международный опыт обосновывает внесение предлагаемых законопроектом изменений в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Накануне обсуждения законопроекта был сделан депутатский запрос в Министерство внутренних дел страны, согласно которому в январе—мае нынешнего года за управление транспортными средствами с признаками опьянения, за передачу их нетрезвым лицам, а также за отказ от освидетельствования задержано около 16 000 водителей. Данная статистика свидетельствует о неэффективности административной и уголовной ответственности, требует применения адекватных мер реагирования, чтобы пресечь вождение автомобиля в состоянии опьянения. Не случайно новый законопроект предусматривает изменения в Уголовном кодексе: в зависимости от тяжести последствий вводится дифференцированная уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных веществ и ряда других.

При совершении преступления в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, законопроект предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет; смерть двух и более лиц — лишение свободы на срок от четырех до десяти лет. Предусмотрено также безальтернативное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Председатель комиссии убеждена, что такие законодательные подходы обеспечат соразмерное наказание лицам, по вине которых погибли несколько человек, а общество и родственники жертв воспримут его как торжество справедливости.

Что касается наиболее бурно обсуждаемых общественностью условий конфискации автомобилей, то и здесь предполагается существенное дополнение: за преступление, предусмотренное статьей 317 Уголовного кодекса, применяется специальная конфискация транспортного средства, использовавшегося при его совершении, независимо от того, в чьей собственности оно находится. Исключение составляют разве что транспортные средства, выбывшие из владения собственника в результате противоправных действий, к примеру, при угоне или самоуправстве.

P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что Палата представителей приняла в двух чтениях проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Эти поправки также будут рассмотрены Советом Республики, после чего документ поступит на подпись главе государства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter