Закон не терпит суеты

Ровно год нотариусы работают по–новому. Что изменилось?
Ровно год нотариусы работают по–новому. Что изменилось?

Позвонил на днях знакомый, которому посчастливилось купить машину. Красочно живописав достоинства своей «Мазды», он напоследок коротко признался: «Знаешь, не ожидал, что оформление у нотариуса пройдет так быстро и гладко. Сразу настраивался на то, что вся эта документальная круговерть вымотает нервы. Слава Богу, ошибся...»

Честно говоря, лично я сегодня больше удивился бы, если б товарищ пожаловался на то, что ему пришлось несколько часов «мариноваться» с документами в очереди. В конце концов пресловутый принцип «государство — для народа» воплощается в жизнь у нас в стране далеко не первый день. И хотя окончательно демонтировать все бюрократические «турникеты» пока еще не удалось, но работа эта уже идет полным ходом. А началась она с внедрения в практику работы государственных учреждений системы «одного окна». Первыми ее опробовали на себе нотариусы в июне 2005 года — именно тогда вступил в действие Указ Президента «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий». Каких же конкретных результатов удалось достичь за прошедший год? Об этом корреспондент «СБ» беседует с начальником управления нотариата и ЗАГСов Министерства юстиции Жанной Захаровой:

— Кардинальным изменением в нашей работе стало то, что теперь для совершения какого–либо нотариального действия необходимые документы может запрашивать сам нотариус. Особенно активно эта схема действует в вопросах оформления наследственных прав. Гражданским кодексом установлен шестимесячный срок принятия наследства, в течение которого наследники должны прийти в нотариальную контору и подать соответствующее заявление. А затем начинается процесс сбора необходимых документов. И люди теперь чаще всего поручают столь хлопотное дело именно нотариусам. Это очень удобно. Ведь если какой–то орган выдал документы с неточностями или ошибками, мы можем самостоятельно отправить их на доработку или исправление, чтобы не гонять людей по инстанциям. И делается все это нотариусом абсолютно бесплатно.

Кстати, только с июня по декабрь 2005 года с просьбой о сборе документов к нам обратилось более 25 тысяч человек, и нотариусами было направлено в различные учреждения более 53 тысяч запросов. А в этом году принцип «одного окна» стал еще более востребованным.

— Но поначалу, наверное, «игра» по новым правилам приживалась непросто?

— Конечно, на первых порах пришлось столкнуться с разобщенностью и несбалансированностью различных ведомств. Особенно это касалось органов местной власти, когда возникала необходимость истребования документов для отчуждения недвижимости, в которой проживают несовершеннолетние дети. В таких случаях исполком должен давать согласие на продажу квартиры или дома. Рассматриваются эти вопросы коллегиально на заседаниях, собирающихся, как правило, дважды в месяц. Поэтому зачастую они просто физически не успевали уложиться в установленные новым указом сроки принятия решения. Но постепенно все наладилось. Более того, сейчас везде стараются ответственнее подходить к оформлению документов для нотариусов и переделывать их приходится гораздо реже.

— Можно ли говорить о том, что нотариальная помощь теперь стала максимально доступной?

— Еще с декабря 2004 года все нотариальные конторы стали работать до 20 часов. А с декабря прошлого года многосоставные конторы, где трудится несколько нотариусов, и вовсе не закрываются на обед.

Вскоре география нашей деятельности расширится, поскольку мы начали обслуживать создающиеся в республике агрогородки. Только в первом квартале этого года нотариусы 376 раз выезжали в 186 агрогородков, приняв более 1.000 граждан и совершив 500 нотариальных действий.

Конечно, трудности пока существуют. Например, областные и районные исполкомы обязаны обеспечивать нотариусов транспортом для выезда в агрогородки. Но не везде это четко исполняется, поэтому нотариусы вынуждены порой добираться на «выездной прием» на общественном транспорте.

Еще одна проблема: в провинции работают в основном односоставные конторы, штат которых состоит из единственного нотариуса. И некоторые из таких контор к 2010 году должны будут обслуживать до 20 агрогородков. Пусть в каждый из них нотариус выедет хотя бы по разу в месяц, значит, только на командировки он потратит 20 рабочих дней. Соответственно пострадают жители того населенного пункта, где располагается сама нотариальная контора. Поэтому сейчас мы ставим перед Министерством финансов вопрос об увеличении штатной численности нотариусов именно в таких нотариальных конторах.

Стараясь обеспечить доступность нотариальных услуг, мы используем самые разные формы и методы обслуживания. И люди уже успели это оценить. Теперь, скажем, в агрогородках местные жители не торопятся ехать в райцентр, а ждут, когда нотариус приедет к ним, чтобы оформить нужный документ или получить грамотную юридическую консультацию.

— С какими вопросами больше всего приходится сталкиваться нотариусам?

— С самыми различными, связанными с реализацией гражданско–правовых отношений.

Кстати, некоторые привычные функции нотариусы теряют. Из законодательства, допустим, исключено обязательное нотариальное удостоверение договоров отчуждения недвижимости, ипотечных договоров. Нынче этим могут заниматься регистраторы. Хотя, на мой взгляд, это исключительно нотариальные функции.

— А существует ли разница между государственным и частным нотариусами?

— Частный нотариус обладает теми же полномочиями, что и государственный. И никаких различий в юридической силе документов, заверенных государственным и частным нотариусом, нет. Единственное отличие — частные нотариусы не занимаются наследственными делами. Связано это с тем, что оформление наследства в соответствии с гражданским законодательством привязано к определенной территории. А специфика работы частных нотариусов такова, что сегодня они могут арендовать офис для нотариального бюро в одном районе, завтра — в другом. Поэтому сейчас людям удобнее обращаться по этим вопросам в государственные нотариальные конторы.

В остальном же круг обязанностей у всех нотариусов одинаков. И между прочим, частные нотариусы тоже работают по принципу «одного окна».

Сегодня в республике практикуют 63 частных нотариуса, из них 38 — в Минске. Последний раз лицензии на частную нотариальную деятельность выдавались в 1996 году, поэтому количество частных нотариусов практически не меняется. Оно даже незначительно уменьшилось, поскольку не все сумели выдержать квалификационный экзамен при решении вопроса о продлении срока действия лицензии.

— Стоит ли нам, рядовым посетителям, ожидать, что в будущем общение с нотариусами станет еще более комфортным?

— Мы планируем организовать получение необходимых сведений из различных органов в электронном виде, создать банки данных информации по записям актов гражданского состояния, что должно значительно ускорить работу нотариусов. Уже внедрен и работает в одной из нотариальных контор Минска пилотный проект по получению в электронном виде сведений из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В последующем планируется перевести на эту технологию все нотариальные конторы...

Словом, мы искренне стараемся повернуться лицом к людям. Да, еще бывает так: человек заходит в нотариальную контору, видит, что в коридоре много посетителей, разворачивается и уходит. Но ведь многолюдность в конторе еще не говорит о «неповоротливости» самого нотариуса. Клиенты в коридоре могут ожидать, к примеру, оформления уже поданных документов. Или есть такие сделки, при оформлении которых обязаны присутствовать все члены семьи. На самом деле у нас существует негласная установка: любой посетитель должен получить хотя бы первичную консультацию или быть обслуженным по простым вопросам в течение 15 — 20 минут. В нотариальных конторах Минска есть дежурные консультанты, на прием можно попасть по предварительной записи...

Так что не стоит представлять нотариусов прожженными бюрократами, которые за бумагами не видят живых людей. Просто суть нашей профессии — безукоризненно соблюдать законы. И это требует, если хотите, определенного «буквоедства». Иначе нельзя, ведь в поле зрения нотариуса находятся не только чьи–то многомиллионные материальные ресурсы, но и гораздо более ценные человеческие судьбы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter