Закон больших возможностей

Комиссия по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей намерена внести в повестку дня весенней сессии проект Закона "О Национальном собрании Республики Беларусь".
Комиссия по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей намерена внести в повестку дня весенней сессии проект Закона "О Национальном собрании Республики Беларусь".

Концепция документа принята в первом чтении предыдущим созывом Палаты представителей, после чего законопроект был разослан в адрес всех заинтересованных субъектов, включая партии и общественные объединения. В рабочую группу по совершенствованию проекта вошли все, кто своими предложениями продемонстрировал заинтересованность в работе над документом.

На днях прошло очередное заседание Комиссии по госстроительству. В обсуждении судьбы законопроекта "О Национальном собрании" как в капле воды отразился спектр политических умонастроений, царящих не только в парламенте, но и в обществе. Чтобы не быть голословной, приведу выдержку из письма. О том, как некоторые политпартии "заинтересованы" в совершенствовании законодательной базы страны, ярко говорит цитата: "...наша помощь рабочей группе по доработке законопроекта "О Национальном собрании Республики Беларусь" будет носить весьма условный и виртуальный характер (орфография и стиль авторские. - Л.Р.). Руководство партии имеет в своем распоряжении достоверную информацию о том, что в 2001 году после президентских выборов... Национальное собрание будет распущено. Данный политический акт будет осуществлен независимо от того, кто станет Президентом страны. На основании изложенного, руководство Либерально-демократической партии не видит сегодня смысла делегировать своего представителя для работы в комиссии".

Кто-то может возразить - это все ужимки "штатных" политиков, которые используют каждый повод, чтобы продемонстрировать свою "непримиримость" или "конструктивность" - в зависимости от того, как складывается политическая конъюнктура. Не соглашусь - это все же один из срезов общественного мнения. Я приведу еще один взгляд - депутата Ольги Абрамовой, которым она поделилась на последнем расширенном заседании комиссии: "Закон "О Национальном собрании" создаст конфликтность в обществе и проблемы внешнеполитического свойства. Поэтому вернуться к принятию законопроекта можно только после президентских выборов..."

Такую точку зрения поддерживает и председатель Комиссии по законодательству Александр Архипов: "Сегодня и Конституция не содержит прямого указания на необходимость такого закона".

А вот депутат Анатолий Красуцкий убежден, что "принятый законопроект поможет снять напряжение в обществе. Кроме того, станет хорошим аргументом в диалоге с европейскими парламентариями". По его мнению, работа над законопроектом должна стать поводом для возобновления общенационального общественно-политического диалога, как это было в случае с Избирательным кодексом...

Позиции, согласитесь, взаимоисключающие. Но у каждой из них в парламенте есть сторонники - так всегда бывает, когда в Палате представителей рассматривается законопроект, который в силу тех или иных причин претендует на роль закона "политического". Теперь эту роль вольно или невольно некоторые депутаты навязывают законопроекту о Национальном собрании. Почему? Ответ прост: законопроект рассматривается ими только в контексте перераспределения властных полномочий - в сторону усиления прав парламента. Юридически это возможно только при внесении изменений в Конституцию. Помнится, на страницах нашей газеты депутаты уже высказывались о том, что парламент не использует в полной мере и тех полномочий, которые у него есть, - зачем же дополнительные?!

Между тем председатель Комиссии по госстроительству Михаил Сосонко убежден, что этот законопроект нужен парламенту как воздух: "Мы увлекаемся мифически-политической стороной дела, а ведь сегодня у нас нет документа, который бы регламентировал процедуру взаимоотношений обеих палат парламента и субъектов законодательной инициативы. Это создает значительные проблемы в процессе внесения нам законопроектов, работы согласительных комиссий с Советом Республики и т.д. Профессиональный парламент должен работать с документами иначе. Именно поэтому в проекте Закона "О Национальном собрании" заложена норма, предусматривающая не два, а три чтения - как и у наших коллег в Госдуме". По мнению Михаила Сосонко, его комиссия сделала все, чтобы работа над этим спорным законопроектом проходила не келейно, а с привлечением всех заинтересованных субъектов. В рабочей группе их почти 20, в том числе и представители нескольких партий. Одним словом, чем не общественно-политический диалог. Иной вопрос, что поиски истины в кабинете некоторым менее интересны, чем те же "поиски" в присутствии телеоператоров и журналистов.

...Похоже, судьба законопроекта о Национальном собрании зависит от того, под каким углом зрения депутаты намерены его рассматривать - как документ, дающий парламенту новые права, или все же как закон, определяющий структуру Национального собрания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter