Закон аппетит не испортит

На сегодняшний день в мире создано более 120 генетически модифицированных видов растений.
На сегодняшний день в мире создано более 120 генетически модифицированных видов растений. Среди них соя, кукуруза, рис, хлопок, тыква, огурцы, дыня, перец, томаты. Трансгенные сорта этих культур наделены новыми качествами: одни устойчивы к гербицидам, другие - к вирусам, третьи отличает улучшенный состав белков, углеводов, витаминов. ГМ-картофель (генно-модифицированный), например, не боится колорадского жука, потому что в него "вмонтирован" ген бактерии, которая вырабатывает яд, смертельный для вредителя, а ГМ-томаты сорта "Флавр-Савр" можно долго хранить, не опасаясь, что они станут мягкими.

Трансгенные растения бьют все рекорды урожайности и, как считают ученые, должны помочь человечеству полностью решить продовольственную проблему. Именно поэтому доля трансгенной сои, например, в США нынче составляет 68 процентов посевных площадей. На генную инженерию ученые делают ставку и в борьбе с такими грозными заболеваниями, как рак. Таковы бесспорные плюсы использования биотехнологий.

Однако человечество уже не раз сталкивалось с весьма неблагоприятными последствиями внедрения достижений научно-технического прогресса. И потому страхуется, пытаясь спрогнозировать отдаленные последствия употребления в пищу подобных продуктов. Не станут ли они причиной пищевой аллергии, не превратится ли трансгенный белок из полезного в болезнетворный, не появится ли у людей опасная для жизни устойчивость к антибиотикам, не дадут ли новые ГМ-продукты толчок к развитию онкозаболеваний?..

Вопросов пока больше, чем ответов. Не случайно в большинстве развитых стран уже приняты специальные законы, касающиеся биологической безопасности. В Беларуси также создается законодательная база, которая, с одной стороны, позволит оградить потребителя от некачественных продуктов питания, с другой - даст белорусским ученым возможность активно сотрудничать с передовыми лабораториями мира. Дело в том, что обмен генно-модифицированным материалом возможен только между странами, где эта деятельность находится под контролем государства.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Весной прошлого года наша страна присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Этот документ регулирует ввоз и вывоз генно-инженерных организмов, определяет ответственность перед мировым сообществом за соблюдение установленных правил. Кроме того, начата работа над проектом закона "О безопасности генно-инженерной деятельности". Понимая всю меру ответственности, законодатели вернули проект на доработку. Сейчас на рассмотрении в Совете Министров второй его вариант. Каковы основные положения документа? Учтены ли в нем права рядового потребителя? С такими вопросами мы обратились к академику - секретарю отделения биологических наук НАНБ Игорю ВОЛОТОВСКОМУ.

- В новом проекте сформулированы не только общие положения (по такому пути пошли, например, российские законодатели), но и вполне конкретные вещи, что впоследствии, я думаю, облегчит принятие соответствующих подзаконных актов. Например - задачи и полномочия национального центра генно-инженерной деятельности при Национальной академии наук. В создаваемой при центре лаборатории будет проводиться как генно-молекулярная экспертиза, так и экспертиза документов на безопасность генно-инженерной продукции. Это значит, что у всех генно-инженерных пищевых продуктов, организмов, сырья, созданных в Беларуси или ввезенных из других государств "для высвобождения в окружающую среду", должны появиться свидетельства установленного образца. Предусматривается, что госэкспертиза будет проводиться за счет средств заказчика. Закон обяжет контролировать и транспортировку генно-инженерных организмов. Скажем, для перевозки непатогенных ГМ-организмов подойдет любой транспорт, главное - исключить их несанкционированное высвобождение в окружающую среду, а вот патогенные можно транспортировать только при соблюдении повышенной безопасности.

Есть в проекте и статья, напрямую касающаяся вас, журналистов. Она так и называется - "Право граждан и общественных объединений на получение информации в области безопасности генно-инженерной деятельности". Во время рейдов по торговым точкам журналистам не раз попадались импортные продукты, которые содержали генно-модифицированные компоненты, но не имели на упаковке предупреждающей об этом специальной маркировки. Конечно, били тревогу, но привлечь к ответственности торгующие организации, увы, не могли - не было у нас соответствующей законодательной базы. С принятием законопроекта о безопасности генно-инженерной деятельности и специальных подзаконных актов, такие торговые организации будут нести административную, уголовную ответственность, а нарушителей ожидают огромные штрафы. Таким образом, мы с вами перестанем быть беззащитными...

Что же касается ученых, то этот документ в буквальном смысле откроет для них двери в одну из самых динамично развивающихся сфер науки. Обмен информацией, исходным материалом теперь строго регламентирован, и наличие закона - своеобразный ключ к подобным контактам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter