Любовь с издевкой
Как быть, если ребенок оказался крайним, интересует маму витебского семиклассника Ольгу Романову (имя и фамилия изменены). Спокойного, уравновешенного Максима как подменили.— Не хочет делать уроки, ходить на занятия, а когда спрашиваю, что с ним, прячет глаза, — переживает витебчанка. — С трудом вытянула из него, что причина в новой соседке по парте. Девочка не в меру бойкая, остра на язык. Узнала, что симпатична Максу и теперь вместе с подружками достает моего горе-Ромео. Смеются, что он увалень лопоухий и совсем не крутой, мол, какой из него ухажер. Обидно, что первое чувство вышло боком. Думаю, перевести сына в другой класс. Правильно ли это? Помогите.
В ситуации со школьной травлей важно вовремя выявить проблему и помочь, обозначает Елена Данилова, заведующая детско-подростковым психиатрическим отделением диспансера Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии:
— Наши специалисты работают как с анонимными обращениями, так и проводят индивидуальные, групповые занятия, направленные на профилактику. Читаем лекции, в том числе и о том, как избежать школьных конфликтов, учащимся, родителям и педагогам. Только совместная работа обещает эффективный результат.
Кого может затронуть школьный «пресс»? Список внушительный, и вверху — особенности во внешности. Ребенок носит очки, полный или, наоборот, очень худой, веснушчатый — все это, как красная тряпка, для преследователя. К красавчикам, кстати, тоже хватает вопросов — из зависти. Выделяешься одеждой, заикаешься от волнения, в разряде «ботаников»-любимчиков учителей или, напротив, в отстающих — и тут есть все шансы попасть на рожон. Особенно несладко новичкам. Если они неделю, месяц и больше не могут влиться в коллектив, то родителям пора насторожиться, задать правильные вопросы. Важно быть чутким по отношению к собственному ребенку, продолжает Елена Леонидовна:
— Внимание — это не только проверка дневника и домашних заданий. Ничто не заменит проведенного с семьей времени, осознания, что она всегда поддержит и поможет. Не отгораживайтесь, не прерывайте детей, когда они хотят поделиться с вами своими новостями и заботами. Наоборот, поблагодарите ребенка за доверие, похвалите за смелость озвучить то, что тревожит. И вместе с тем обязательно выслушайте вторую сторону конфликта. Убедитесь, что ваше чадо не преувеличивает проблему, узнайте ее причины. Поговорите с классным руководителем, школьным психологом. Если ваш сын или дочь действительно испытывает стресс, чувствует себя некомфортно — задумайтесь о переводе в другой класс, а в идеале в новую школу, чтобы начать учебные будни с чистого листа.
Чаще всего с буллингом сталкиваются младшие школьники и подростки. Елена Данилова рассказывает, что к ней недавно обратилась мама первоклассника:
— Малыш почти все время был дома. В детский сад пошел поздно — в четыре с половиной года, но из-за постоянных простуд (часто в основе этого лежит психосоматика) фактически продолжал сидеть дома. Итог — неумение вести себя в коллективе, плохая организованность и неусидчивость. Неудивительно, что в школе и самому ребенку, и с ним непросто. Дети видят, что мальчик раздражителен, чрезмерно подвижен и совсем не слушает учителя, и делают выводы… Выход из ситуации есть. Для этого взрослые должны действовать сообща. Родители — грамотно мотивировать сына на учебу. А умный, неравнодушный учитель настраивать класс не на конфронтацию, а на взаимовыручку.
В сети, да не в обиде
По данным Национального статистического комитета, в Беларуси 84% детей в возрасте 6—10 лет и 98,1% в возрасте 11—15 — пользователи интернета. Неудивительно, что сегодня все активнее звучит вопрос профилактической работы ради безопасности детей в социальных сетях. В частности, недавно МВД и ЮНИСЕФ запустили сайт kids.pomogut.by, где детям и их родителям объясняют, что такое груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации), буллинг и как быть, если получил сомнительное интернет-сообщение.Наталья Шлыкова, старший инспектор группы организации работы ИДН управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома, рассказала:
— Наши представители регулярно собирают информацию в учебных заведениях, а также напрямую общаются с педагогами, детьми и их родителями. Объясняем ребятам и взрослым, что поведение «все против одного» недопустимо. Также доводим до школьников, что нет нужды отвечать обидчикам самостоятельно, достаточно рассказать об этом старшим, а если необходимо — обратиться в милицию.
Можно ли привлечь интернет-троллей по статье? Белорусское законодательство не предусматривает ответственности за буллинг. Пока. Сегодня МВД выступает инициатором внесения изменений в закон, которые смогли бы ввести подобные деяния в правовое поле. В любом случае каждый инцидент нужно рассматривать индивидуально, уверена старший инспектор:
— На кону — благополучие и душевное здоровье ребенка, так что поспешных решений быть не должно. Большой плюс, что у каждой инспекции по делам несовершеннолетних сегодня есть страничка в соцсетях. И сам школьник, и его близкие могут задать любой вопрос в режиме онлайн, не выходя из дома. Удобно.
За вдумчивый подход к ситуации Наталья Шлыкова ратует не только как профессионал, но и как мама двоих детей:
— Узнав, что мой ребенок с кем-то категорически не хочет общаться, задаю вопрос: «Почему?» И стараюсь мягко подвести к теме, что даже задира и хулиган могут измениться, если взять их в свой круг, показать, что дружить — это здорово. Наверное, мне очень повезло: наш класс был сплоченным и даже обращаться по фамилии было непринято — только по имени. Такое отношение формировалось во многом благодаря нашей первой учительнице. Думаю, чтобы дети не «дружили» вместе против кого-то, нам, взрослым, нужно начинать с себя. Без авторитета, положительного примера родителей и педагогов не обойтись.
МНЕНИЕ
Александр Кутынко, учитель истории:
— В школе я уже 17 лет и наблюдаю тенденцию, что буллинг в классическом его проявлении, когда ребенка в открытую донимают насмешками, обижают физически, теперь встречается крайне редко. И одна из причин — дети сегодня совсем другие, чем, скажем, лет 15 назад. Чаще они с головой уходят во всемирную паутину, а на переменах, вместо того чтобы выйти из класса, предпочтут «отсидеться» в мобильнике. Поэтому конфронтация, если она и есть, перемещается в интернет-плоскость.
Противостоять проблеме позволяет налаженный подход всех социально-педагогических служб. Чтобы защитить интересы ребенка, они работают на опережение. Это касается не только буллинга. Есть четкий алгоритм действий, если у школьника признаки депрессии или речь идет о возможных серьезных проблемах в семье. В любом случае важно доверительное отношение между учителем и учеником. Именно это дает возможность вовремя заметить тревожные звоночки и среагировать.
ВАШ РЕБЕНОК, ВОЗМОЖНО, СТАЛ ЖЕРТВОЙ НАПАДОК, ЕСЛИ:
• у него проблемы со сном, отсутствие аппетита, депрессия;
• появились хронические заболевания (кожные, сердечно-сосудистые, пищеварительного тракта и др.);
• стал учиться хуже по необъяснимым причинам, проблемы с концентрацией внимания;
• не хочет общаться, знакомиться с людьми, потому что воспринимает их как возможную угрозу;
• отказывается ходить в школу или на конкретные уроки;
• остро реагирует, злится или, наоборот, грустит, сидя в интернете, получая сообщения в телефоне. Возможно, речь о кибербуллинге.
naumova@sb.by