Заказ на… милосердие

В будущем забота о нуждающихся, возможно, станет делом ОО

Возможно, в скором будущем забота о нуждающихся станет делом общественных объединений

Постарение населения – проблема всех развитых стран. Уже сейчас каждый четвертый житель Беларуси – получатель пенсии. Доля лиц старше 60 лет составляет около 21 процента. Более пятисот тысяч – инвалиды. При этом старение населения происходит на фоне увеличения средней продолжительности жизни, что обуславливает рост одиноких и одиноко проживающих граждан.

Подчиняясь новым требованиям демографической ситуации, многие сферы нашей жизни вынуждены перестраиваться. И в первую очередь эти изменения касаются сферы социальных услуг. Сегодня мы все привыкли, что социальное обслуживание – прерогатива государства. Социальные работники обслуживают одиноких пожилых на дому или в домах-интернатах. Но проблема заключается в том, что оказать они помощь могут далеко не всем в ней нуждающимся. К примеру, социальные работники не могут обслуживать людей с психическими заболеваниями. Или людей, которые требуют специального медицинского ухода, – ВИЧ-инфицированных или лежачих пациентов. Особый подход нужен и к онкологическим больным.

Пути решения этой проблемы искали во время круглого стола «Социальный заказ и перспективы его развития в регионах Беларуси», который проводился в Слонимском районе в рамках совместного проекта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Программы развития ООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь».

Как показывает зарубежный опыт, партнерами государства в этом плане могут стать общественные и другие негосударственные некоммерческие организации. В большинстве стран мира государство выступает лишь заказчиком социальных услуг, финансируя часть расходов некоммерческих организаций, которые не только оказывают эти услуги нуждающемуся населению, но и привлекают дополнительные средства за счет спонсорских пожертвований.

Если разобраться, для нас этот подход тоже не нов. Все мы прекрасно знаем о хосписах, Красном Кресте, ассоциациях инвалидов, различных волонтерских организациях. Они ведут свою деятельность именно в социальной сфере. 244 организации в Беларуси оказывают помощь пожилым людям, 292 – детям, оказавшимся в социально опасном положении, 593 занимаются развитием детей с ограниченными возможностями. Но сегодня стоит задача, чтобы работа эта носила более масштабный и конкретный характер. Чтобы организации по заказу государства оказывали те услуги населению, которые не в состоянии по каким-либо причинам оказывать государственные социальные службы.

— Привлечение негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг осуществляется через механизмы государственного социального заказа, — рассказывает консультант отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и соцзащиты Янина Ладышева. — Распорядитель бюджетных средств, государственный орган, становится заказчиком в пользу потребителей социальных услуг. При этом предполагается, что сотрудники органов исполнительной власти формируют техническое задание, устраивают конкурс и проводят мониторинг исполнения заказа.

— Как показывает зарубежный опыт, привлечение негосударственных некоммерческих организаций к активной деятельности в социальной сфере позволяет повысить качество социального обслуживания, расширить перечень предоставляемых социальных услуг, – продолжает координатор проектов ПРООН Людмила Истомина. – Стоимость этих услуг зачастую оказывается ниже, чем у аналогичных государственных социальных агентств. Экономия достигается в основном за счет привлечения труда добровольцев-волонтеров и сокращения административных расходов.

Так какие социальные услуги смогут оказывать общественные объединения населению? Их спектр хорошо прослеживается на примере работы Красного Креста. У этой организации есть все возможности для участия в государственном социальном заказе: профессиональные медицинские работники, лицензия на оказание медицинских услуг, постоянное повышение квалификации специалистов, обучение их по специальным программам.

Сегодня сестры милосердия стараются посещать на дому именно тех, кого не могут обслуживать соцработники: 44 процента их пациентов – лежачие больные. Осуществляют работники Красного Креста и паллиативный уход на дому за людьми, живущими с ВИЧ. Оказывают весь комплекс медицинских и социальных услуг — это и уколы, перевязки, и личная гигиена пациентов, и помощь по хозяйству: сестра милосердия и белье в стирку отнесет, и продукты в магазине закупит, и в аптеку сбегает, и необходимые документы поможет заполнить.

Единственная проблема – ограниченность в средствах, поскольку Красный крест существует за счет членских взносов и пожертвований. Но при получении государственного социального заказа организация может рассчитывать на то, что государство выделит средства на зарплату новым медсестрам, и тогда их профессиональную помощь получит гораздо больше нуждающихся пациентов.

— Наша задача – подготовить почву для апробации идеи социального заказа в одном из районов Беларуси. Для этого был выбран Слонимский район, – рассказала руководитель проекта Наталия Ефременко. – Именно поэтому на круглый стол мы пригласили представителей негосударственных организаций из Германии и Швейцарии и самых активных слонимских общественных объединений.

Последние, кстати, уже продумали, каким образом они могут участвовать в государственном социальном заказе. Священник Андрей Слонимской Свято-Троицкой церкви отметил, что священнослужители могут приходить на дом к людям, прикованным к постели, оказывать им духовную и моральную поддержку. Естественно, на безвозмездной основе. Председатель районной организации Белорусского общества глухих Антонина Крещенская заинтересовалась социальным заказом в области оказания транспортных услуг инвалидам.

— Для городских жителей мы регулярно проводим различные мероприятия: вечера отдыха, посиделки, праздники. К сожалению, инвалиды, живущие на селе, редко попадают на эти встречи из-за проблем с транспортом. Если бы общественная организация, владеющая собственным автомобилем, получила соответствующий государственный социальный заказ, могла бы решиться транспортная проблема для всех инвалидов района, — рассказала она.

Однако, чтобы государственный социальный заказ заработал, необходима разработка механизма взаимодействия государства с общественными объединениями при оказании социальных услуг и процедуры передачи финансовых средств негосударственным некоммерческим организациям.

— Сегодня общественное объединение, в принципе, может заключить договор на оказание социальных услуг, но механизм этот пока не разработан, — говорит Янина Ладышева. – И его разработкой занимается НИИ труда Минтруда и соцзащиты. Предстоит еще продумать множество моментов. К примеру, каким образом будут соблюдаться принципы прозрачности подачи заявок, оповещения о тендере или конкурсе. Как устанавливать четкие критерии отбора, равные отношения ко всем кандидатам, будь то общественная, религиозная или другая некоммерческая организация. Как будет вестись отчетность – ведь естественно, что организация, заключившая подобный договор, должна будет после отчитаться за каждый потраченный рубль.

То есть фактически, говорят специалисты, речь идет о создании нового типа социальной политики – социального партнерства — сотрудничества государства, граждан и бизнеса в решении социальных проблем общества. И добавляют, что система государственного социального заказа не только открывает новые широкие перспективы для общественных организаций и государства, но и, а это главное, позволяет значительно улучшить качество жизни пожилых, инвалидов и тяжелобольных людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter