Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Человек-велосипед» спешит к вам. Как работает велокурьер

Заказ дали – жми на педали

Пока вы читаете этот текст, Прохор Иванович наматывает километры по Минску. Он работает велокурьером в кафе: и в дождь, и в снег, и даже в знойную жару развозит по городу заказы. Наш корреспондент на один день стала стажером «человека-велосипеда» и попыталась справиться с миссией «накормить мегаполис».

Средняя скорость движения велокурьера – 18 километров в час

Оторваться от компьютера и сменить офисное кресло на седло велосипеда – моя давняя мечта. В предвкушении необычного рабочего дня приехала на место встречи – улицу Богдановича, 128, корпус А. Пока повар упаковывал заказ в терморюкзак, Прохор в голове выстраивал маршрут:

– За рабочий день так наездишься, что тренажерка не нужна
– У нас доставка на Логойский тракт, поэтому сейчас выедем на улицу Верхнюю, а потом через Беды на Восточную. Маршрут достаточно короткий, но не слишком легкий, потому что на нашем пути будут встречаться и узкие тротуары, и высокие бордюры, и много остановок общественного транспорта.

Велокурьеры появились на Парижской фондовой бирже еще в конце XIX века, а к нам двухколесная доставка пришла сравнительно недавно. Первым три года назад ее запустило веганское кафе, в котором работает Прохор. Специалист по коммуникациям Марта Скугарева обращает внимание, что заведение всегда придерживалось концепции экофрендли:

– Мы специально отказались от автомобильных курьеров в пользу велосипедных. Тогда о двухколесной доставке у нас ничего не слышали. Пришлось с нуля обкатывать схему: подбирали велосипеды, шили специальные терморюкзаки, искали сотрудников, готовых целый день напролет колесить по городу.

Одна коробка, затем еще, еще и еще… Сумка раздулась на глазах, и в какой-то момент даже показалось, что она безразмерная. За плечами у Прохора будет девять килограммовых пирогов:

– Не так и много, – успокоил курьер. – Бывает и по 20 килограммов приходится везти. Вот тогда уже начинаются неудобства: сложно по бордюрам скакать и маневрировать. Хотите примерить рюкзак?

Прохор надел мне на плечи черную термосумку, под весом которой я слегка покачнулась. Поймав точку опоры, попробовала взобраться на велосипед. Правда, ничего не вышло: как только поднимала ногу, чтобы перекинуть ее через раму, меня начинало заваливать набок.

Курьер не доверил мне рюкзак. Прохор оседлал вело­сипед и, забыв о напарнице, надавил на педаль. Услышав мое пронзительное «подож­дите», доставщик притормозил на повороте:

Взобраться на велосипед с таким рюкзаком оказалось не просто 

– Поторопитесь, Ольга. Нас ждут в офисе уже через 25 минут. А впереди еще несколько километров. Чтобы не опаздывать, обычно двигаюсь со скоростью 18–20 километров в час. Но так получается не всегда. Иногда притормаживаю, чтобы объехать пешеходов, залипающих в мобильнике, или пассажиров троллейбуса, которые «высыпаются» прямо мне под колеса. В Минске неплохо развита велосипедная инфраструктура, жаль, что пока не все горожане готовы делить тротуар с велосипедистами.

Заметив по курсу движения ребенка на самокате, который едет змейкой, посигналила в звонок, но Прохор меня остановил:

– От громкого звука люди пугаются и шарахаются в сторону. Отпрыгнет пешеход влево или вправо, предугадать невозможно, поэтому и объехать будет сложно. Чтобы дать о себе знать, предпочитаю свистеть. Иногда помогает. Правда, если на пути попадается меломан в наушниках, это бесполезно. Чаще всего подобные сложности возникают на узких тротуарах.


В этом мне удалось убедиться, когда я пыталась объехать остановку общественного транспорта, из-за которой внезапно выбежал мальчишка лет пяти. Чтобы избежать столкновения, мне пришлось лавировать на дорожке шириной буквально в метр. К счастью, ни один малыш не пострадал, велосипедист тоже цел.

– В местах, где остановка занимает почти весь тротуар, я всегда особенно внимателен, – инструктирует Прохор. – Стараюсь максимально снизить скорость и смотрю в оба. Скажу честно: мне нужна не меньшая концентрация внимания, чем автомобилистам. Кстати, хочу сдать на права, чтобы иметь возможность кататься на велосипеде по городам и странам, куда на двухколесном из родного Минска добраться не могу. Сейчас мой максимум – это километров 100 от Минска. Например, доехал с друзьями до Молодечно и Вилейки.


За беседой не заметили, как прибыли к нужному дому на Логойском тракте. Припарковав велик у входа, курьер снял рюкзак и набрал номер заказчика на мобильном телефоне. Пристегивать транспорт он, похоже, не планировал.

– А как же велозамок? – удивилась я.

– Он мне ни к чему. Доверяю людям, – ответил курьер.

Признаться, до этого ни на минуту не оставляла велик в городе непристегнутым, поэтому очень волновалась за его сохранность. Обнадеживало лишь спокойствие Прохора.


– Вот ваши девять пирогов, – доставщик вынул заказ из рюкзака.

Клиент пересчитала коробки и поблагодарила за пунктуальность:

– Спасибо, что без задержки. Наверное, пробок не было?

– У меня их никогда нет. Я ведь на велосипеде езжу.

– Вы шутите?

– Вполне серьезно. Хотите, покажу? Я его у входа припарковал.

И хотя сотрудники офиса не впервые заказывают доставку пирогов в этом кафе, они понятия не имеют, на чем приезжает курьер. Но так бывает не всегда. Прохор вспомнил одного клиента, который постоянно уточняет, действительно ли доставщик будет без машины:

– Уверен, он отказался бы от заказа, приедь я к нему на автомобиле.

Вместо рабочей тумбочки у Прохора целый шкаф

Прохор на велосипеде ровно столько, сколько себя помнит. Парень шутит, что крутить педали научился даже раньше, чем ходить. Каждый день наматывает по 100–120 километров по городу. Причем не изменяет любимому виду транспорта даже зимой:

– Самое неприятное – это даже не мороз и снег, а дождь. Очень сложно оставаться сухим, если весь день льет. Но и в такие дни не возникает мыслей бросить велик и пересесть на машину.


Когда мы добрались до кафе, Прохора уже ждал следующий заказ. На этот раз ему пришлось мчать за МКАД. В микрорайон Шабаны нужно доставить несколько обеденных комплексов.

– По коням, – скомандовал курьер.

– А отдохнуть? – возмутилась я.

– Не сейчас, когда весь город накормим, у нас будет тайм-аут.

КСТАТИ

Если до адресата меньше пяти километров, то велосипедный курьер тратит на доставку на 30 процентов меньше времени, чем автомобильный. С дистанцией в пять-десять километров они справляются примерно одинаково при условии, что на дороге нет пробок.

Благодарим кафе MonkeyFood за помощь в подготовке материала.

odubrovsk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter