Закат «Меркурия»

Кто торгует в Жодино

Кто торгует в Жодино


26 июля коллектив жодинского ОАО «Меркурий и К» никто не поздравил с Днем работников торговли. Впрочем, у администраторов, складских работников и продавцов не было и желания праздновать. Вместо этого они обрушили на меня накопившиеся обиды и обвинения, ранее изложенные в письме. Происходящее называют «беспределом». Дескать, вся надежда только на газету.


Причина обиды такова: магазины «Меркурия» закрывают, мы никому не нужны. Суть обвинений: никто не хочет нас защитить. При этом страдают покупатели.


Речь идет о трудовом коллективе бывшего монополиста, Жодинского горпромпищеторга, который после акционирования в 1996 году стал называться «Меркурием». Со временем менялся состав акционеров и снижалась доля предприятия в городской торговле. Недавно горисполком продал принадлежавший ему 9–процентный пакет акций, и «Меркурием», дескать, полностью завладели «чужаки». Которые (цитирую буквально) «отмывают «грязные» деньги» и хотят лишь нажиться, то есть перепродать некогда процветавшее предприятие. Фактически — уничтожить. Еще полтора года назад «Меркурий» имел в городе 24 магазина, теперь осталось 7...


Поезжайте, говорили мне, на улицу Советскую, в бывший наш 24–й магазин: там теперь вовсе не купить хлеба и молока. Побывайте в других, поговорите с покупателями. Имейте в виду, что новые владельцы хотят прибрать к рукам и главные торговые объекты Жодино — Торговый центр и универсам «Центральный».


Сейчас акциями «Меркурия» владеют 579 физических лиц (48,403 процента) и одно юридическое, ИООО «БелМаркетКомпани», имеющее контрольный пакет, 51,597 процента. ИООО держит в Жодино и несколько своих магазинов под вывеской «БелМаркет». Я насчитал шесть, побывал в пяти. Как и во всех прочих продовольственных магазинах, какие только видел. Чтобы не упрекнули в рекламировании одной торговой марки, перечислю остальные: «Соседи», «Хваля», «Аэлита», «Таир–99», универсам «Центральный», тот же «Меркурий»...


Я выбрал типичное жодинское учреждение с женским коллективом и спросил, какие у покупателей претензии к «БелМаркету». Есть претензии! Мы, мол, привыкли к местным молоку и мясопродуктам, а их бывает трудно найти. В «БелМаркете» на самых видных местах — витрины со спиртным, а хлеб нужно искать в дальнем углу.


Женщины это подчеркивают, указывая на социальную особенность города с преобладанием рабочего класса. Придя, например, за хлебом, человек может не удержаться... Одна из собеседниц живописует сценку. В магазин пришел папа с 5–летним сынишкой. Пацан взял корзину и тут же направился к винным стеллажам. Уложил в корзину пару бутылок «чернил» и горделиво потащил к отцу: оцени...


Признаться, для меня, мужчины, взгляд на вещи неожиданный. Но ведь та же картина (спиртное у входа в зал, хлеб — в глубине) и в большинстве крупных минских универсамов. Как, впрочем, в жодинском магазине того же «Меркурия». Зато в «БелМаркете», что расположен вблизи автостанции и напротив БелАЗА, все наоборот: хлеб — возле касс, алкоголь — в отдалении. В другом, который возле городской поликлиники, есть и отдельный стенд с продукцией Борисовского мясокомбината. Да, в бывшем магазине № 24 нет молока и хлеба: теперь здесь хозтовары. Но рядом есть универсам под той же вывеской: в нем есть все. Местные жители не жалуются.


Что за товарный знак «БелМаркет»? Привожу сведения, которые публиковались в белорусских СМИ, когда ИООО «БелМаркетКомпани» огласило свое происхождение и планы. Происхождение — из инвестиционного подразделения российского консорциума «Альфа Групп» (добыча нефти и газа, банки, страхование, операторы «Билайн» и «МегаФон», торговые сети «Пятерочка» и «Перекресток»...). Планы: до 2011 года открыть в Беларуси 128 магазинов средней площадью 500 квадратных метров, вложив в это десятки миллионов долларов. Резерв для развития в стране пока есть. В Минске, например, на тысячу жителей приходится лишь 286 кв. м торговых площадей, в Европе — 650, в США — 1.200! Намерения прозрачны.


Директор расположенного в Минске ИООО «БелМаркетКомпани» Денис Горбузов их подтвердил: компания пришла в Жодино, чтобы развивать торговлю. Интерес акционеров только в этом. Что до жалоб работников «Меркурия», то директор назвал их кляузами и прокомментировал так: «Писали до нас, пишут сейчас и, очевидно, будут жаловаться впредь». Для некоторых, мол, это почти вид спорта.


Заместитель председателя Жодинского горисполкома по экономике Александр Изофатов когда–то входил в наблюдательный совет «Меркурия». Предприятие, по его словам, было громоздкое и неэффективное. Теперь доли государства в ОАО нет: исполком продал свои акции на аукционе. Их купил «БелМаркет», который обещал улучшить работу и многое уже сделал. К нему претензии тоже есть. Покупатели, например, хотят видеть в магазине рубку мяса, хотят живую рыбу, больше местных продуктов. Городская власть регулярно встречается с дирекцией компании, переговоры бывают трудными, но компромиссы находятся.


В Минторге мне сказали просто: «Не наш вопрос!» Дескать, про гор–, пром–, пище– и прочие торги мы не вспоминаем с середины 90–х, после их массового акционирования. Теперь каждый выживает как может. А мне вспомнилась гигантская вывеска, некогда красовавшаяся на крыше здания вблизи Минского вокзала: «Минсктекстильшвейобувьторг». Был торг, но в магазинах не было ни текстиля, ни обуви. Только акционирование торговли и конкуренция дали покупателям широкий выбор и качество товара или продукта.


Одно смущало — вероятность новой монополизации. Не заменит ли «БелМаркет» бывший торг? Директор Д.Горбузов утверждает, что доля предприятия в товарообороте города не превышает 10 процентов. Александр Изофатов назвал точные цифры: 8,3 процента. По его же словам, о продаже («БелМаркету» или кому–либо вообще) универсама «Центральный» и городского Торгового центра в ближайшие годы даже речь не идет. До 30–процентного порога, определенного антимонопольным законодательством, очень далеко. Это значит, что конкуренция в Жодино идет настоящая и покупателю это только на руку.


Работники «Меркурия» могут обидеться. Мы, дескать, жаловались на такие–то инстанции, а вы с ними, выходит, солидарны? Газета обязана представить объективную картину, не поддаваясь эмоциям. Перечислю некоторые инстанции, которые уже рассматривали жалобы работников «Меркурия»: Минский облисполком, госконтроль, областная прокуратура, главное управление по борьбе с оргпреступностью, территориальный фонд госимущества, жодинские горсовет и горисполком... Разбирались основательно и отвечали детально. Назвать все эти ответы «простыми отписками» — это, пожалуй, эмоциональный перехлест.


Чувства понять тоже можно. Продавцов, грузчиков и водителей сокращают или переводят на меньшую зарплату. Гаражи проданы, машины ржавеют под открытым небом, гигантские склады и холодильники полупусты. Кладовщицы, проработавшие на предприятии по 30 лет, рассказывают об этом со слезами. Нельзя не сочувствовать. Едва ли женщин утешит, что сейчас во всем мире исчезают или дешево продаются всемирно известные компании с вековой историей и безупречной репутацией. Не выдерживают конкуренции. Таков закон рынка, одинаковый для всех, в том числе и для «Меркурия» — впомним еще, как дружно мы аплодировали в конце 80-х крушению социализма! За что боролись?..

 

На снимках:

пустота и запустение на складах «Меркурия», бывшего горпромпищеторга;

главный магазин Жодино, универсам «Центральный», пока не продается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter