Председатель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев — о том, за чем идут в кино наши дети

Закадровый ответ

Около 80 тысяч школьников и их родителей (такова зрительская статистика) увидят за неделю 59 премьерных лент на проходящем в Самаре XXVI Международном фестивале «Кино — детям». Организаторам (Самарское отделение Союза кинематографистов РФ и студия «Волга‑фильм») удалось собрать внушительный международный блок — фильмы из Норвегии, Италии, Швеции, Кореи, Армении и Азербайджана. Самую большую программу представила Беларусь: сразу три фильма презентовал известный актер и режиссер, а по совместительству театральный педагог и председатель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев. Корреспондент ­«СОЮЗа» встретилась с ним, чтобы узнать подробности.

Виктор Васильев: Надо учить детей нравственному выбору в пользу добра и прощения.
НИКОЛАЙ НИКИТИН

— Виктор Игоревич, как вы стали ведущим кинофестиваля? 

— Я давний друг «Кино — детям», поэтому, когда у организаторов возникла необходимость в человеке из киношной среды, чтобы импровизировать «одним дублем», они обратились ко мне. Так и сказали: «Дай нам энергетику, чтобы зажечь зал и поддержать партнеров по сцене». Вроде бы получилось, зажигаю в паре с юными ведущими уже третий год.

— Белорусские фильмы на русском языке. Проблема с радетелями «мовы» не возникает?

— Беларусь — многоконфессиональная страна. Если делить людей по языку, то добра не будет. Вопрос языка у нас в стране вообще не стоит: по нашей Конституции русский и белорусский равноправны. Что касается кинопроизводства, то сначала фильмы прогоняем на русском, ведь Россия наш главный партнер во всех областях, в том числе и в культуре. Практически все население от мала до велика понимает русский язык. Со временем киноленты дублируются на белорусский. 

— Беларусь за счет господдержки производит три полнометражных детских фильма в год. Насколько я знаю, получить эти средства могут не только белорусы...

— Да, при наличии талантливого сценария и соблюдении ряда условий. Скажем, нельзя пропагандировать насилие, извращения и прочую чернуху. Человек из любой страны может подать заявку. Сейчас в Беларуси снимают фильмы кинематографисты из Казахстана и Азербайджана. Только что закончили совместную с Россией работу над детской лентой «Медведь». Главный герой — мастер спорта, впадает в детство и во сне путешествует по разным государствам. В какой‑то момент попадает даже в Кремль к Хрущеву. Хрущева играю я.

— Хрущев, Горбачев... А Ленина играли?

— Эта роль у меня в биографии тоже была. Когда я встретился с великим Евгением Леоновым и он узнал, что Ленина играю, то сказал: «Так бы тебе пасть и порвал». По‑доброму так угрожал. Потом, узнав, что мы с его женой оба родом из Свердловска, душевно общался с нами целый вечер. 

— Вы представляете игровой фильм «Мишень» — история 18‑летней детдомовки Лизы, которая хочет найти и убить своего отца, 13 лет назад убившего ее мать. Но, отыскав отца, девушка становится на его защиту... 

— Через образ Лизы режиссер пытается научить детей нравственному выбору в пользу добра и прощения. Это та ниточка, которая связывает поколения, ведь взрослые реально во многом виноваты перед детьми.

— За время вашей работы в кино юный зритель очень изменился. Чем можно сегодня увлечь молодежь?

— Никакой конкуренции нет, пусть все поют, рисуют и снимают кино. Но самое главное отличие произведения искусства от самодеятельности, даже в хорошем смысле слова, — это наличие драматургии: сюжет выстроен, актеры подобраны по внешности, характеру и, неизбежно конфликтуя в кадре, гармонично в нем уживаются. Часто ведь бывает даже у отличных профессионалов — в ленте одни звезды, а на выходе — дрянь полная. И опять повторю, что в кино все решают не деньги, а профессионализм и талант. Поэтому в Беларуси очень тщательно подходят к вопросам государственного финансирования фильмов. Новый министр культуры создал совет по кинематографии, в который я тоже вошел, будем очень скрупулезно отбирать проекты на поддержку, особенно те, что адресованы детям. Конечно, есть в Беларуси и частные студии, например «Белроскино». Они тоже снимают кино и могут быть более свободными в выборе тем. Кстати, они тоже снимают хорошие фильмы, которые потом показывают и на российском телевидении. 

— А как поживает белорусский детский кинофестиваль «Листопадик», давно о нем не слышала?

— Из‑за ковида он два года не проводился, но есть надежда, что уже в этом ноябре мы вновь соберем творцов, работающих для детской аудитории, и волжан тоже пригласим. Пока перспективы хорошие, правительство выделило нам средства на подготовку, а там уже как вирус себя поведет. Нам бы не хотелось уходить полностью в онлайн, хотя такой формат позволяет и здесь, на фестивале «Кино — детям», значительно расширять аудиторию. Но все же главное на фестивале — это живое общение, большой экран и огромная радость от встреч создателей фильмов и зрителей.

Ирина Чечурина

chis_star@bk.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter