Вычисляем нелегальных таксистов в ночном рейде с ГАИ и налоговиками

Заигрались в шашечки

Налоговый инспектор: «Контрольная закупка. Глушите мотор».Серый извоз непобедим? Похоже на то. Во всяком случае в Минске таких перевозчиков по-прежнему – пруд пруди. Налогов не платят, да еще и с легальными таксистами воюют. И лихо, говорят, воюют, вплоть до кулаков. А ведь в 2013-м году, помнится, их неплохо приструнили: массовые рейды, громкие конфискации машин… Что изменилось с тех пор, и легко ли вывести из тени заправского «бомбилу»? Об этом я узнала в рейде с налоговиками.

Вечереет, и такси слетаются на огни большого города. Вот и в Зеленом Луге у «МакДональдса» стоят. «До Академии наук — сколько?» — спрашивает у водителя Nissan главный инспектор отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС по Минску Александр Гребенек. Услышав сумму в 180 тысяч рублей, мы, конечно, торгуемся — для шифровки. Едем... Прямиком к кинотеатру «Октябрь», где в тупиковом закоулке нас ждет патруль ГАИ. Это чтобы у таксиста в случае чего не было пути отхода. Рассчитавшись с водителем, сообщаем: «Контрольная закупка. Глушите мотор». Nissan, конечно, хороший, но ни лицензии, ни плафона такси, ни желтых номеров — ничего нет. За что и получил таксист Сергей письменное предупреждение. На первый раз. А вот если бы машина была оборудована элементами такси, получил бы за отягчающие обстоятельства до 100 базовых. А то и машины лишился бы. 

Маршрут № 2 — из Уручья на Сурганова. На Renault, в котором мы ехали, и желтая полоса есть, и плафон наверху, но вот без желтых номеров. «Ну забыл таксометр включить, мелочь какая», — наивно оправдывался потом водитель. Что ж, за нарушение кассовой дисциплины получите штраф до 50 базовых. 

Хлебные места для нелегалов — ночные клубы, метро «Каменная Горка», «Немига», «Восток», «Институт культуры», «Пушкинская», конечно же, привокзальные площади... Кстати, в аэропорту Минск-2 в преддверии чемпионата мира по хоккею установили шлагбаумы на въезде на стоянку, еще и видеокамеры повсюду повесили. Это отвадило всех нелегалов. 

Мы же продолжаем рейд. Артистизму инспекторов, кстати, поверил бы даже Станиславский. Они так подсаживаются к таксистам, что те и близко не чуют угрозы. Но, правда, стреляные «бомбилы» — как детекторы лжи: могут вычислить налоговика с ходу. Были случаи, подъезжали к месту прибытия, а водитель и говорит вдруг: «А я бесплатно катаю, по доброте душевной». Бывает, контролеры по приезде представляются, а таксисты с перепугу — по газам. По всему городу потом катают инспекторов. А некоторые едят контрольные деньги. Буквально. Мол, нет денег — нет факта оказания услуг. 

«Брат, за сколько до вокзала домчишь? Опаздываем сильно», — убедительно просит Гребенек таксиста на площади Якуба Коласа. «Двести тысяч — и, считайте, вы уже там», — пользуется ситуацией нелегал. Взяв клиентов, он привычным движением руки снимает плафон с крыши. По приезде берет плату, а уже в следующий момент инспекторы достают удостоверение. «Да я грузчик простой. Решил вот подработать…» — объясняет водитель. Инспекторы проверяют по своей базе: оказалось, это уже третье его нарушение. Оформляют протокол, дело пойдет в экономический суд. Там могут принять решение о конфискации автомобиля, ведь грузчик-таксист попадался трижды. Три-четыре нарушения, особенно с отягчающими обстоятельствами, — повод для конфискации. 

В позапрошлом году у нарушителей конфисковали всего пять машин, в прошлом — три. Немного. При таком щадящем подходе логика нелегала ясна: машину вряд ли отберут, а штраф отобью за пару урожайных дней. Кстати, один из тех троих нарушителей, у которых конфисковали авто в прошлом году, попался налоговой еще раз. Но уже на других, недавно купленных «колесах».

Сейчас в практике суда есть еще одна мера: человеку, получившему большой штраф, предлагают зарегистрировать свой бизнес — в этом случае штрафную сумму ему частично срежут. 

Всего за прошлый год то или иное наказание получили 116 перевозчиков, у 53 из них до решения суда были арестованы машины. А вообще, в базе налоговиков Минска значится 700 водителей-нарушителей. Тех, чьи действия квалифицируются как занятие незаконной предпринимательской деятельностью. Между прочим, не все так гладко и с легальными «шашечками». В первую очередь таксисты не пробивают оплату по кассе, а у некоторых и вовсе таксометра нет. «Смотрим в декларациях выручку. Если маленькие суммы — уже повод задуматься, — говорит начальник отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции Екатерина Гайдук. — Или, например, некоторые целый день возят пассажиров мимо кассы, а потом для отвода глаз проводят по кассе одной суммой, скажем, миллион. И это тоже легко проверить». 

Но, конечно, потери бюджета из-за «серого» рынка такси несравнимы. И меньше он не становится. Хотя тут все закономерно. Чтобы работать легально, надо пройти специальные курсы, купить таксометр, поставить его на учет в налоговой инспекции, получить лицензию на работу в Минтрансе, уплатить единый налог и исправно платить страховку. Наверняка административные штрафы пугают меньше, чем вся эта круговерть процедур. Вывод напрашивается сам собой: надо ли церемониться при конфискации авто у тех, кто по 2—3 раза за год попадается на «сером» извозе? 

Snatw3@tut.by
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter