Загребной и рулевой

29 августа 1960 года на Олимпийских играх впервые...

29 августа 1960 года на Олимпийских играх впервые золотых медалей удостоились белорусы. На высшую ступеньку пьедестала поднялись гребцы Леонид Гейштор и Сергей Макаренко, которые стали победителями в соревнованиях каноэ-двоек на дистанции 1000 метров.

Леонид Гейштор родился и вырос в Гомеле. И своему родному городу не изменял, здесь живет и сейчас. Его отец, Григорий Михайлович, погиб на фронте в 1944 году. Семье было нелегко. Дом Гейшторов стоял на берегу Сожа. Поэтому Леня все время пропадал на реке. Но о гребле не помышлял, тем более на каноэ. Лишь в 1955 году он увидел такую лодку. Попросил спортсменов дать на ней поплавать. Не доплыл и до середины Сожа, перевернулся. Эта неудача сыграла знаковую роль: парень решил стать членом секции общества «Водник». Но его не приняли. Мол, маленький и щупленький, да еще болел. Однако через полгода он своего добился. А еще через полтора месяца выиграл первенство Гомеля и Гомельской области. Потом была служба в Башкирии, где он продолжал тренироваться и стал чемпионом республики. Все отмечали упорный характер Гейштора. В любых вопросах он не шел на компромисс. Так было и с тренировками. Леонид начал тренироваться зимой на реке. В те годы это было немыслимо. Но спортсмен плавал в проруби, осваивал технику. Нередко и окунался в ледяную воду. Все его старания воздались сторицей.

Гейштор, когда начинал путь в большой спорт, о Сергее Макаренко и не знал. Макаренко родился в Украине. Его отец, Лаврентий Яковлевич, был офицером, семья переехала в Брест. Через год отец погиб, защищая Брестскую крепость. Там он и похоронен. После войны Сергей увлекся греблей. И был уверен, что добьется побед. Первые успехи не заставили себя ждать.

В 1959 году белорусские тренеры решили создать новый экипаж каноэ-двойки, который должен был через десять дней выступить на Спартакиаде народов СССР. Выбор пал на Гейштора и Макаренко. Белорусы всех удивили, уверенно победив на 10-километровой дистанции. На них не только обратили внимание, но и пригласили в сборную Советского Союза, выделив лодку из красного дерева. Экипаж стал готовиться к Олимпиаде в Риме. Незадолго до олимпийских стартов они успешно выступили на регате в Ганновере на дистанции 1000 метров. Но за путевку в столицу Италии надо было еще бороться… После долгих раздумий и споров тренерский совет остановился на кандидатурах Гейштора и Макаренко.

Олимпийская регата проходила на озере Альбано. Место очень красивое. Оно находится в километрах двадцати от Рима. Здесь расположена резиденция Папы Римского. Озеро возникло в кратере вулкана. Вода здесь чистая, прозрачная. Глубина — до 170 метров, но дно видно как на ладони. Зрители каждый день заполняли трибуны. Рассказывают, что однажды машинист тепловоза остановил состав, и пассажиры стали поддерживать гребцов.

Но дела у советских гребцов не ладились. Шел пятый день, а на счету команды не было ни одной золотой награды. Гейштор и Макаренко выиграли предварительный заплыв и сразу попали в финал.

Леонид в лодке был загребным, сидел впереди. Сергей — рулевым, располагался за спиной коллеги. Это, думается, было неспроста. Гейштор — человек импульсивный, напористый, который может действовать сломя голову. Макаренко также напорист, но действует более осмысленно. Гейштор с первых метров задал высокий темп. И после половины дистанции соперники отстали. Но расслабляться было нельзя. И когда до финиша оставалось метров двести, Макаренко крикнул: «Пошли!» Откуда появились новые силы? Лодка неслась, словно моторный катер. А после финиша у гребцов не осталось сил даже весла держать. У вторых призеров они выиграли три секунды — много!

Гейштора и Макаренко долго поздравляли. И в награду за победу оставили в Риме до окончания Олимпиады. Они хорошо изучили древний город, который сделал их счастливыми. По приезде на родину гребцов наградили орденом «Знак Почета».

После Олимпийских игр экипаж Гейштор и Макаренко по-прежнему оставался сильнейшим в СССР. Спортсмены дважды выигрывали чемпионат Европы, становились чемпионами мира. Казалось, на очередных Играх в 1964 году им также не будет равных. Но белорусы туда не поехали. Заболел Леонид.

А в 1966 году экипаж распался. Почему такое случилось, ведь гребцы тогда вели борьбу за самые высокие награды? Однозначного ответа нет. Кто-то кивает на происки чиновников, которые не хотели, чтобы эти спортсмены представляли страну на международной арене. Мол, у Гейштора фамилия неблагозвучная. Такая версия имеет право на существование. А Леонид Григорьевич в своей книге обвинил своего напарника. Попался, мол, он на границе, сделали его невыездным. Макаренко это отвергает. Но с тех пор нечасто видели вместе двух чемпионов. С новыми напарниками у них ничего не получилось.

Оба стали тренерами. Леонид Гейштор семь лет преподавал на кафедре физического воспитания в Гомельском государственном университете. Затем перешел на тренерскую работу в профсоюзную детскую спортивную школу. Да и сейчас он занимается с молодыми гребцами. Леонид Григорьевич написал три книги. «Весло и золото» посвящена их победе в Риме. «Малая флотилия и ее история» стала учебником для студентов спортивных вузов. А «Олимпиада глазами чемпиона из Гомеля» рассказывает об истории Олимпийских игр.

Сергей Макаренко стал тренером сборной СССР по каноэ, потом работал старшим тренером сборной Беларуси. Пришлось потрудиться в Иране, Китае, Индии. Занимался и производством спортивных лодок. Возглавлял Белорусскую федерацию каноэ, активно сотрудничает с Национальным олимпийским комитетом Беларуси.

Оба остались скромными людьми.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter